Ольга Сидорова
Значение подвижных игр для физического развития дошкольников
По мнению большинства современных педагогов, в настоящее время существуют лишь два устойчивых воспитательных института на этапе дошкольного детства, каждый из которых способен дать ребенку социальный опыт – это семья и детский сад. Но лишь сочетаясь друг с другом, они могут создать наиболее оптимальные условия для вхождения в многообразный мир социальных отношений.
В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что воспитание ребенка дошкольного возраста должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии. Причиной формирования у детей определенного отношения к здоровью являются непосредственно взрослые, как носители определенных физических и психических качеств. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.
Публикация «Значение подвижных игр для физического развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
В настоящее время, по мнению Е. П. Арнаутова, наблюдается противоречивость представлений о цели и задачах воспитания, закономерностях психического и физического развития ребенка, полностью отсутствует адекватное представление о серьезности ранних патологий у ребенка.
В теории и практике дошкольного образования понятия «двигательная активность», «физическое развитие» и «здоровье» стали неразрывными - мы взяли определения основных понятий по материалам Хухлаевой Д. В. и Степаненковой Э. Я. Рассмотрим содержание ключевых понятий: физическое развитие, физическое воспитание, физические качества, основные движения, физические упражнения.
Физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств».
Существует три уровня физического развития : высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего. Для определения уровня физического развития используются специальные нормативные таблицы.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает «совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, состояния осанки и др.)». В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости и др.).
Физическое воспитание, по Э. Я. Степаненковой, – «педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства».
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций человеческого организма.
В «Энциклопедии физической подготовки» дается определение понятия «физические качества» – врождённые морфофункциональные качества (анатомо-физиологические, которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений.
Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Чтобы описать эти особенности, сначала проанализировали программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2015 г., разработанную в соответствии с ФГОС ДО. В программе особое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей. Содержание работы по формирование физических качеств дошкольников содержит раздел программы, посвящённый образовательной области «Физическое развитие».
Основные движения - это жизненно необходимое для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности; ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье; постоянным, необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия".
Физические упражнения – движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.
Подвижные игры – это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат.
Содержание психолого-педагогической работы по физическому развитию младших дошкольников согласно этой программе предполагает совершенствование у детей двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, гибкость.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются всеми педагогами (Степаненкова Э. Я., Полтавцева Н. В., Осокина Т. И. и др.) как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
В игре ребё нок упражняется в самых разнообразных основных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.