Эльвира Лиховских
Значение подвижных игр для детей
Значение подвижных игр для физического воспитания дошкольников
В работах современных исследователей в области теории и методики физического воспитания дошкольников, таких как П. П. Буцинская, В. А. Васюкова, Г. П. Лескова, Э. Я. Степаненкова, Л. И. Пензулаева и др. доказано, что подвижные игры оказывают значительное влияние на разностороннее развитие детей. игровой физический воспитание дошкольный
Публикация «Значение подвижных игр для детей» размещена в разделах
Основатель российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П. Ф. Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.
В то же время сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. Очень часто значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка недооценивается.
Вместе с тем, огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила. Кроме того игровая деятельность - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
По мнению Н. М. Амосова, В. К. Бальсевича, Ю. К. Чернышенко, И. Д. Агеевой, А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой, Е. И. Панкратьева и др. содержание физического воспитания дошкольников должно в обязательном порядке содержать подвижные игры. Ведь именно подвижные игры, по мнению авторов, оказывают разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.
В большой степени подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, кроме того эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью вызывают значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование ориентировки в пространстве происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности.
Большое образовательное значение имеют игры, которые по структуре и характеру движений подобны двигательным действиям, которые изучаются детьми во время организованной образовательной деятельности по физической культуре. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Особенно подвижные игры полезны на этапе начального освоения движений. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у детей умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде.
Игры с различными мелкими предметами (мячами, мешочками и др., повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для дошкольников.
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.
Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
Таким образом, подвижные игры помогает решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи и являются эффективным средством разностороннего физического воспитания детей дошкольного возраста.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КАРУСЕЛЬ»
Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.
Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.