Кристина Верхоглядова
Значение патриотического воспитания в дошкольном возрасте
▼ Скачать +Заказ
Патриотическое воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка с самого раннего возраста. В дошкольном периоде дети находятся на стадии активного познания мира, формирования ценностных ориентаций и установок. Поэтому именно в этом возрасте особенно важно начинать работу по воспитанию чувства любви и преданности к своей Родине.
Патриотизм –это не только знание героической истории своей страны, символов и традиций, но и глубокое понимание ее ценностей, уважение к своему народу, культуре, языку. Для детей дошкольного возраста понятие "патриотизм" может быть абстрактным и сложным, поэтому важно использовать доступные формы обучения и воспитания.
Одним из ключевых методов патриотического воспитания дошкольников является игровая деятельность. Через игру дети могут легко усваивать информацию, формировать навыки и умения, а также развивать чувство принадлежности к своей стране. Например, организация праздников, конкурсов, тематических мероприятий помогает детям лучше узнать о своей стране, ее культуре и традициях.
Важно также обращать внимание на формирование у детей чувства уважения к своей стране, окружающему миру и людям. Это можно делать через рассказы о героях-защитниках Родины, об исторических событиях, которые сделали страну сильной и процветающей. Для дошкольников можно использовать яркие иллюстрации, мультфильмы, игры-ассоциации.
Также важно прививать детям чувство ответственности за свою страну и окружающих. Малыши могут участвовать в экологических акциях, помогать нуждающимся, ухаживать за природой. Такие действия не только способствуют развитию патриотических чувств, но и формируют у детей понимание важности заботы о своей Родине.
Примером игры для развития значимости патриотического воспитания в дошкольном возрасте может являться игра: "Путешествие по Родине".
Цель игры: Познакомить детей с символами, традициями и достопримечательностями своей страны, развить чувство гордости и принадлежности к Родине.
Материалы: Карточки с изображениями символов страны (флаг, герб, герои, достопримечательности, мягкие игрушки животных, представляющих различные регионы страны, карты с изображением различных регионов.
Ход игры:
1. В начале игры воспитатель объявляет детям, что они отправятся в увлекательное путешествие по Родине. Дети садятся в круг.
2. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать карточку с изображением символа или достопримечательности страны. Дети должны назвать, что изображено на их карточке.
3. Далее воспитатель предлагает детям представить, что они отправляются в путешествие по разным регионам страны. Для этого он раскладывает карты с изображением регионов на пол.
4. Дети по очереди выбирают карту с изображением региона и представляют, что они туда отправляются. Например, если на карте изображен лесистый район, дети могут представить, что они наблюдают за животными или собирают ягоды.
5. После каждого "путешествия" дети обсуждают впечатления и узнают новую информацию о различных регионах своей страны.
6. В конце игры дети обмениваются карточками и рассказывают друг другу о символах и достопримечательностях, которые у них были.
Эта игра поможет детям лучше узнать о своей стране, ее культуре и традициях, а также развить чувство гордости и принадлежности к своей Родине.
Другим примером может являться игра: "Открытия и исследования".
Цель игры: Познакомить детей с историческими и культурными достопримечательностями своей страны, развить интерес к истории и географии.
Материалы: Фотографии достопримечательностей, карточки с названиями мест, географическая карта страны.
Ход игры:
1. В начале игры воспитатель объявляет детям, что они отправятся в путешествие по историческим местам своей страны. Дети садятся в круг.
2. Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей и предлагает им угадать, что это за место. Дети должны назвать достопримечательность или ее историческое значение.
3. Далее воспитатель предлагает детям выбрать карточку с названием места и рассказать о нем. Например, если на карточке написано "Кремль", ребенок должен рассказать о Московском Кремле.
4. После этого воспитатель раскладывает карту страны на пол и предлагает детям найти на ней место, о котором они только что узнали. Дети должны указать на карте местоположение достопримечательности.
5. Дети обсуждают и делятся впечатлениями о каждом месте, а также узнают новую информацию о культурном наследии своей страны.
6. В конце игры дети могут создать коллективный альбом с фотографиями достопримечательностей и интересными фактами о них.
Эта игра поможет детям расширить свои знания о истории и культуре своей страны, а также развить интерес к изучению новых мест и открытий.
Оценить эффективность игры "Открытия и исследования" можно с помощью следующих критериев:
1. Уровень знаний: Следует оценить, насколько дети улучшили свои знания о исторических и культурных достопримечательностях своей страны после проведения игры. Можно использовать вопросы для проверки понимания и запоминания информации, которую дети получили в ходе игры.
2. Интерес и участие: Важно оценить, насколько дети были заинтересованы в игре и активно участвовали в процессе. Можно провести опрос или беседу с детьми о том, что им понравилось больше всего и что вызвало наибольший интерес.
3. Способности к коммуникации: Игра способствует развитию навыков коммуникации и обсуждения среди детей. Оцените, насколько дети активно общались друг с другом, делились знаниями и впечатлениями.
4. Понимание географии: После игры можно проверить, насколько дети понимают географическое расположение достопримечательностей на карте страны. Можно задать вопросы о местоположении различных мест и посмотреть, как дети справляются с этой задачей.
5. Создание коллективного альбома: Если дети создали коллективный альбом с фотографиями достопримечательностей и интересными фактами, можно оценить качество и содержание этого альбома. Это также позволит увидеть, насколько дети запомнили информацию о местах, которые изучали.
Оценка эффективности игры "Открытия и исследования" поможет определить, насколько хорошо она выполнила свою цель по ознакомлению детей с историческими и культурными достопримечательностями страны, а также по развитию интереса к изучению новых мест и открытий.
В заключение, патриотическое воспитание в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования гражданской позиции и чувства принадлежности к своей стране. Через игровые формы, рассказы, мероприятия и общение с педагогами дети могут легко усваивать ценности и традиции своей страны, что в будущем поможет им стать активными гражданами и любящими свою Родину людьми.
Список литературы:
1. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников / Н. Комратова // Дошкольное воспитание. 2006. №5. С. 7-12.
2. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. -сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. М. : Арктика, 2003. С. 8-10.
3. Лебедева О. В. Этапы патриотического воспитания детей / О. В. Лебедева // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 1. – 221 с.