Жанна Большакова
Значение народных праздников для дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Значение народных праздников для дошкольников
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»
К. Д. Ушинский
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранение предшествующими поколениями может любить родину, узнать ее стать подлинным патриотом.
С. Михалков
Публикация «Значение народных праздников для дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники. Русские народные праздники пронизаны духовной мудростью русского народа, они знакомят детей с русскими народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в самом празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы – прекрасный материал для эмоционально-эстетического и нравственного воспитания, а также художественно-эстетического развития детей.
Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.
Сценарии русских народных праздников составляются так, чтобы все дети стали участниками праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая, роль.
В ходе проведения подобных мероприятий дошколята не только постигают духовные традиции своего народа, но и активно принимают участие в подвижных старинных играх: перетягивание каната, чехарда, горелки, городки.
Русские народные праздники всегда связаны с игрой, они способствуют воспитанию волевых качеств, дисциплине, учат их быть честными и правдивыми.
В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет фольклор. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей.
Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывает радость задорная пляска, частушка. Проявляется уверенность в своих силах, ощущение радости.
Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.
При правильной организации работы коллектива воспитателей и родителей с детьми при подготовке и проведении русских народных праздников в сознании каждого ребенка появляется более глубокое понимание данной ребенку жизни. Это касается исторической жизни русского народа, представлений о природе, о государстве и народе, понимания собственной жизни ребенка, а также жизни семьи, товарищей, своей группы.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. А чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, обычаями русского народа.
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.
Список литературы:
Антонова, Г. А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева. СПб. : Детство — Пресс, 2012. -336с.
Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Князева О. Л., Маханева М. Д. Учебно-метод. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. — СПб, 2016. — 304 с.
Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в социальноличностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова // Молодой ученый. - 2015. — №6. — С. 629-632.