Белоцерковская Валентина Васильевна
Значение народных подвижных игр в нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение народных подвижных игр в нравственном воспитании дошкольников».
воспитатель Белоцерковская В. В. ,
ГККП «Ясли – сад №16 акимата города Костаная
отдела образования акимата города Костаная».
«. воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой
Публикация «Значение народных подвижных игр в нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Темочки
нет в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях или заимствованных
у другого народа».
Г. Д. Ушинский
Наше общество изменяется уже на протяжении десятка лет, где происходит упадок нравственной культуры именно народа, отсутствует моральные ценности, отдается предпочтение более легкой культуре, которая не имеет более серьезной умственной и нравственной работы с проявлением отрицательных чувств, не значительным интересом истории и глубоким противоречием между поколениями.
Мы стремимся к гармонии с прошлым, ведь все современно – это хорошо забытое старое, что уходит в мир прошлого наших бабушек и дедушек, в мир различных народных сказок, легенд, поверий, мифов, традиций и обрядов. Поэтому мы педагоги ставим перед собой основную задачу формирования нравственного поведения детей, гуманного отношения к себе и сверстникам, взрослым, к природе и живым существам.
В данный момент необходимо обеспечивать единое обучение и воспитание в целом образовательном процессе нравственно – патриотических и социокультурных ценностях, принимаемых в социуме как нормы и правила человека и семьи.
Формирование нравственного воспитания имеет свой потенциал именно в дошкольном возрасте, так как эмоциональный компонент является ведущим, ведь эмоции детей главная основа нравственности и представления о морали. Главным средством нравственного воспитания является приобщение подрастающего поколения к народным традициям, так народные подвижные игры способствуют воспитанию дисциплины, воли, терпению, честности. Народные игры – это интернациональное, художественное и физическое воспитание детей, где развиваются ловкость, меткость, быстрота, сила, но еще и мудрость, добро, справедливость, порядочность.
Народные подвижные игры традиционное средство воспитания, а ведь именно они почти исчезают из современного детства, в них есть радость двигательной активности с сочетанием нравственного обогащения дошкольников.
При проведении народных подвижных игр с нашими детьми мы учитываем некоторые факторы: возрастная периодизация, тематику игры, место проведения, количество играющих, оборудования для проведения игры, правила игры с нравственной направленностью, выбор ведущего игры.
Выбор ведущего всегда начинаем с считалки, так как в народных считалках уважение к труду, восхищение им занимают важное место и являются источником познавательно – нравственного воспитания детей.
При проведении народных игр мы наблюдаем, что детям большего всего нравится участвовать в состязательных играх: «Городки», «Байга», «Петушиный бой» и другие. Игры – состязания воспитывают волю, нравственность, сообразительность, быстроту реакции, физические качества.
Проводя народные хороводные игры «Мак маковистый», «У дядюшки Трифона», «И шел козел дорогою …», «Просо сеяли» дети усваивают моральные нормы, правила поведения в социуме, представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости.
Средством нравственного воспитания являются еще календарные народные игры дающие преставления о быте, труде, мировоззрении проводимые в обрядовые праздники «Масленница», «Вербная неделя», «Покров», «День единства народов Республики Казахстан», «Светлый праздник Пасхи», «День Независимости Республики Казахстан», что помогает приобщать дошкольников к национальным традициям с утверждением в сознании фундамента духовных и эстетических моралей.
Уделяем большое внимание тесному партнерству с семьей для единства в воспитании нравственности, для совместного участия в народных мероприятиях, что помогает объединять семью и проведение досуга содержательно. Так же совместная двигательная деятельность сочетая индивидуальное или коллективное творчество воспитанников и их родителей способствует объединению педагогов, родителей и детей. Формируя положительные отношения в тандеме.
Таким образом, народные подвижные игры ориентированы на детей и их сверстников, где интерес и внимание переключается на партнера, стремление понимать его особенности в формировании нравственности очень важны. Ведь народные игры способствуют усвоению норм нравственного поведения, гуманности чувств, зарождающихся в ходе этих игр, а применяются в течение жизненного опыта в различных игровых ситуациях, в детских поступках, взаимоотношениях с окружающими, приобщение к культуре своего народа. Так же мы посредством народной игры закладываем фундамент нравственности уже с раннего детства и воспитываем патриотов своей страны, которые любят и уважают свою Родину, свои традиции и культуру
Можно сказать, что народные игры представляют основу начального формирования целевых ориентиров гармонически развитой личности, с духовным богатством, моральной чистотой, физическим совершенством.
Наша практика показывает, что воспитанники, играя с удовольствием учатся радоваться движению в сочетании с нравственным обогащением, формируя положительное отношение к родному краю, семье.
Используемая литература:
1. «Знакомство детей с русским народным творчеством» : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
3. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту» : План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р. Катышева И. Б. Комбарова Г. Н. и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
5. Мельникова, Н. В. Нравственная сфера развития личности дошкольника. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. — 109с.