Венера Юдина
Значение музыкальных игр и ритмических упражнений в развитии детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Художественное-эстетическое развитие», как образовательная отрасль, направлено на формирование интереса у детей эстетической стороны окружающего мира, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей (ручной труд, лепка, аппликация, рисование);
• приобщение к изобразительному искусству.
Публикация «Значение музыкальных игр и ритмических упражнений в развитии детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку путем решения следующих задач:
• развитие музыкально-художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству.
Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для реализации воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на промежуточные и итоговые.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
• физически развитий, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и выработана потребность в физической активности. Самостоятельно выполняет соответствующие возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
• любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающей среде (среди предметов и вещей, в мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослым, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослым. Принимает осознанное, заинтересованное и живое участие в образовательном процессе;
• эмоционально отзывчив. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам мультфильмов, сказок, рассказов и пр. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного, музыкального и художественного искусства.
Музыкальные занятия, включающие игры и пляски, в детском саду составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Наравне с пением песен, пляски помогают донести содержание музыкальных произведений, зародить у детей любовь к искусству. В плясках ребенок может выражать свои собственные радостные чувства, возникшие при прослушивании музыкальных произведений.
Музыкальные игры – основной путь раскрытия музыкального образа через движение внимание детей направляется на содержание произведения. Выразительность музыкальных произведений и музыкальность движений также влияет на общее физическое развитие детей : их ловкость, силу, выносливость и гибкость.
Во всей работе музыкальный руководитель с большой осторожностью направляет детей, помогает им объяснениями, привлекает их внимание к явлениям окружающей их жизни. Педагог иногда подсказывает детям отдельные детали движений, при помощи которых дети сумеют более четко передать характер музыки и игровой образ.
Развивая выразительность детского движения, необходимо ставить детей в такие условия, при которых они должны проявить самостоятельность в выполнение заданий.
При разучивании пляски, построенной на знакомых движениях, педагог может рассказать детям о её содержании, при этом называть использованные в ней движения, отвечающие данной музыке.
Часто педагог включается в пляску, чтобы помочь детям своим примером. Но не следует допускать, чтобы дети точно копировали движения педагога; пусть они сами выполняют движение так, как они его поняли.
Не следуют добиваться, чтобы дет овладели вновь показанным движением в процессе разучивания одной игры/пляски/упражнения. Это же движение следует повторять с разной музыкой, в разных играх, плясках, чтобы оно совершенствовалось постепенно.
Дети должны относиться к каждому движению как к способу выражать различные, хотя и сходные между собой образы, чувства и действия; в каждом определенном случае они должны уметь внести в него характерность, присущую данной музыке и связанным с нею образом и действием игры, пляски хороводы.
Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру, пляску, музыкальный руководитель должен сам хорошо её освоить: разобраться в её воспитательном значении, в содержании игры, пляски, определить характер музыки и ведущие средства выразительности, а также проверить движения на себе.
До начала разучивания игры руководитель должен сначала постараться заинтересовать ею детей, её содержанием, образами, возобновить в памяти детей необходимые сведения, представления. Дети сначала исполняют пляску, не детализирую движения и не стремясь в точности повторить все движения. Постепенно исполнения уточняется и совершенствуется.
Свобода, естественность и отсутствие всякого напряжения – вот что должно характеризовать детское исполнение музыкально-ритмических движений. Безусловно, это сложная задача, но вполне осуществимая, если в своей работе музыкальный педагог будет учитывать следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность.
Музыкально-ритмические упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют усвоению элементов плясок, танцев, игр. Приобретенные умения закрепляются и совершенствуются в самостоятельных играх детей.
Задачи и показатели эстетического развития рассматриваются в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребёнка, его развития средствами искусства. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей (музыкальных, литературных, способностей к изобразительной деятельности); детское творчество; интеграция различных видов деятельности.