Александра Колмакова
Значение музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. С дошкольниками младшего возраста игра и игровые приемы обучения должны использоваться ещё шире, чем с более старшими детьми, так как для малышей особенно важна игровая мотивация деятельности.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, самодельные инструменты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Темочки
Неоценимую помощь в решении задач сенсорного развития, развития музыкального слуха, познавательно - исследовательского, интеллектуального развития детей оказывают музыкально-дидактические игры, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность каждого ребёнка. Я работаю с детьми младшего возраста и поэтому особое место отвожу формированию музыкально- сенсорных способностей, в основе которых лежит слушание, различение и воспроизведение основных свойств звука: высоты, длительности, силы, тембра. Так, на различение разных по высоте звуков использую озвученные игрушки: петушка, большого и маленького; кошку и котёнка; куклу большую и маленькую, даю детям послушать звук большого и маленького колокольчиков. Такие игры- упражнения на различение высоты звука способствую тому, что во второй младшей группе дети уже могут сами воспроизводить контрастные звуки. Например, в дидактической игре "определи,кто поёт" ребёнок на карточке у которого изображён котёнок, мяукая высоким голосом, а ребёнок с карточкой кошки- низким. Игровые действия помогают доносить до детей длительность звуков. Так, долгие удары с паузами по бубну означают, что мишка идёт, а короткие без пауз- зайка прыгает. Малышей привлекаю к отстукиванию ритма, когда собачка идёт, а когда бежит. В музыкально дидактической игре " Кукла шагает и бегает" дети определяют, что делает Кукла.
Музыкально-дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые, настольные, подвижные. Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики, ритма. Интересные, забавные, красочно-оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик. Как и всякая игра, музыкально-дидактическая, по своей структуре включает в себя развитие игровых действий, но дидактический материал этих игр отличается от музыкальных игр тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить, некоторые свойства музыки. Содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.
Остановлюсь на некоторых играх: музыкально-дидактическая игра "Чей домик?" муз. Тиличеевой - игра на различение высоты звука. Задача игры- ознакомить детей с высоким и низким звуком.
В группе расставлены стулья на некотором расстоянии друг от друга. Несколько детей садятся на них - "это кошки и котята". Воспитатель поёт песню, затем спрашивает: "Куда же наша Таня пойдёт, туда ли где кошка поёт. А может туда, где спросонок мяукает сладко котёнок?". Таня проходит вдоль стульев, стучит и спрашивает: "Кто в домике живёт?". Сидящий за стулом мяукает низким или высоким голосом, в зависимости от того, кого он хочет изобразить, кошку или котёнка. Воспитатель спрашивает у детей, правильно ли отгадала Таня. Если правильно, то Таня идёт в домик, а ребёнок, сидящий за стульчиком, становится зрителем. В этой игре прослеживается роль игровых правил. Они целиком связаны с качеством выполнения сенсорных заданий. Все дети, правильно выполнившие задания входят в домик. Дети различают звуки по длительности, например бег или ходьба в играх "Кто идёт", "Мышка бегает".
Усвоение динамических оттенков малышам удаётся легче. С большим удовольствием они выполняют простейшие движения, если они проходят под песню:
У ребяток ручки хлопают, тихо хлопают, тихо хлопают
Громче хлопают, сами хлопают.
Здесь задание ясно обозначено в тексте песни. Малыши после показа выполняют тихие и громкие хлопки в ладоши (под пение воспитателя).
На эту же задачу провожу игры "Тихие и громкие звоночки" муз. Рустамова, "Тихие и громкие погремушки". В этих играх использовать можно колокольчики или погремушки.
Ты звени, звонче тише, пусть тебя никто не слышит.
Ты сильней звени звонок, чтобы каждый слышать мог.
Или же:
Погремушечка звени. Тихо тихо не шали.
Погремушка громко бей, чтобы стало веселей.
На первый куплет дети тихо звенят, на второй громко. В этой игре также задание обозначено в песне, дети выполняют его.
Знакомство с музыкальными тембрами в музыкально-дидактических играх проводится тремя способами: восприятием человеческого голоса (пение, имитацией голосов птиц и животных, тембрами инструментов. Различение звукоподражания голосов животных и птиц- один из наиболее доступных способов ознакомления детей с тембрами.
Композиторы передают звукоподражание в музыкальном оформлении.
В игре "Угадай, на чём играю?" использовали погремушки, барабаны и дудки. Воспитатель поёт песню, дети внимательно слушают. Когда поё тся про звоночки: Эй вы, звоночки, зазвоните, весело звоните, динь-дили-день.
Дети, у которых в руках погремушки звенят ими. Если поётся про барабан - дети стучат палочкой по барабану и т. д. Дети эмоционально откликаются на музыку.
Во 2 мл. группе провожу игру на различение тембра человеческих голосов в игре "Узнай по голосу". Дети становятся в кругу, в центр круга встаёт ребёнок и закрывает глаза, дети двигаются по кругу и поют:
Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя ау!
Ну-ка глазки закрывай, не робей,
Кто зовёт тебя, узнай ты по скорей.
Какой либо ребёнок (по заданию воспитателя) зовё т: "Ваня!". Ваня должен угадать имя - кто его позвал. Затем можно активизировать игру, ребёнок, который позвал, говорит: 1,2,3,4,5- Ну, попробуй-ка поймать (Ваня догоняет его).
Таким образом, интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальный слух, развивают познавательные интересы, влияют на сенсорное развитие, способствуют интеллектуальному развитию детей.