Елена Копылова
Значение музыкально-дидактических игр и пособий (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие у них музыкальных способностей. Эта задача реализуется и в самостоятельной музыкальной деятельности,когда по желанию детей возникают игры с пением, сюжетно-ролевые игры и музыкально-дидактические игры.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкальному руководителю необходимо помочь ребенку разобраться в особенностях музыки, способствовать умению различать музыкальное произведение по жанру, характеру, темпу, ритму, слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов. С этой целью и применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуют на ребенка, обогащая музыкальный опыт дошкольников. Именно поэтому, в своей работе я уделяю особое внимание музыкально- дидактическим играм и пособиям. Они должны быть просты и доступны! Использовать дидактические игры я начинаю с трех летнего возраста. Эти игры связаны с применением образных пособий : «Кто как шагает?», «Птица и птенчики», «Где мои детки?», «Кто в домике живет?» «Подумай и отгадай». Ярко оформленный дидактический материал вызывает у детей особый интерес и желание с ним заниматься.
В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и музыкальные инструменты.
При восприятии музыки, я использую игры, которые помогают узнавать знакомые мелодии, определению характера музыки; «Музыкальная шкатулка», «Разноцветные кубики», «Угадай мелодию».
Для развития звуковысотного слуха, я в своей работе использую музыкальные лесенки (направление мелодии в верх и вниз, фланелеграф, выкладывание на нотном стане кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии.
Иры: «Кого встретил колобок?», «Угадай на чем играю?»,» Музыкальные профессии».
Для развития чувства ритма использую игры:«Научи матрешку танцевать», «Веселые ладошки»,» Ритмическое лото»,» Ритмические коробочки», «Аплодисменты».
Игры на развитие тембрового слуха: «Угадай какой инструмент звучит?»,» Кто поет?» (ребенок, женщина, мужчина, «Слушаем внимательно!»
В своей работе делаю акцент на развитие творческих способностей. Для развития воображения и фантазии пользуюсь играми: «Музыкальная тропинка», «Умный кузнечик», «Музыкальный телефон» (развитие песенного творчества, «Музыкальный магазин».
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике, требуют сосредоточенности и внимания.
Музыкально-дидактические игры очень нравятся детям, так как в них я вкладываю душу.
Одним из универсальных способов реализации деятельного подхода музыкального воспитания дошкольников является использование «лэпбука». Это новое средство обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в том числе и музыкальной.
Для работы мною создано несколько вариантов «лэпбуков» : «Музыкальные инструменты», «Мир музыки», «Новый год», «Петр Ильич Чайковский», «Три кита».
Лэпбук «Музыкальные инструменты»
Цель: формирование представлений или систематизация знаний о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра.
Задачи:
Расширение и закрепление знаний о музыкальных инструментах;
Умение воспринимать и узнавать звучание различных видов оркестра: народные, духовые, симфонические;
Заинтересовать детей, обогатить их словарный запас;
Содействовать лучшему пониманию и запоминанию, изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях;
Поддерживать познавательную активность, инициативу и самостоятельность детей в музыкальной деятельности.
Значение этого пособия :
У детей значительно повышается интерес к музыкальной деятельности, в частности к музыкальным инструментам.
Обогащается музыкальный опыт ребенка.
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в использовании «лэпбука».
Развивается музыкальная память, внимание и логическое мышление.