МААМ-картинки

Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста

Николаева Елена Александровна
Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В наше время всё чаще встречаются дети с нарушениями речевого развития. Хорошая, связная речь является важным условием всестороннего развития детей. Ребёнку с богатой и правильной речью гораздо легче высказывать свои мысли, а также его возможности в познании окружающей действительности шире, отношения с окружающими его людьми содержательнее и полноценнее, а его психическое развитие осуществляется активнее.

Учёные-нейробиологи и психологи, которые занимаются исследованием головного мозга и психического развития детей, давно доказали, что немаловажным фактором развития речи ребенка является уровень развития мелкой моторики рук. Уровень развития мелкой моторики имеет большое значение для общего психического и физического развития детей. У детей с хорошо развитой мелкой мускулатурой рук лучше развит мозг, в особенности его отделы, отвечающие за речь.

Мелкую моторику определяют, как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Её значение проявляется при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Учеными доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Этот факт даёт основание рассматривать кисть руки как – орган речи. На основании этого, было определено существенное влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Из этого следует что, для того чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать его пальчики.

Специалисты отмечают, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, поэтому пристальное внимание развитию мелкой моторики рук надо уделять в дошкольном возрасте. Учёными на основании обследования детей была определена закономерность: если развитие пальцев рук соответствует возрасту, то и речь развита в пределах нормы, а если развитие мелкой моторики отстаёт от нормы, то и речевое развитие задерживается. Из этого можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики рук является одним из наиболее эффективных средств развития речи.

Уже в младшем возрасте у детей начинается развитие мелкой моторики в процессе действий с предметами. В первую очередь появляются хватательные движения, вместе с этим происходит восприятие и развитие зрительно – двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.

При нормальном развитии к концу 3 года жизни ребёнок достаточно точно воспроизводит направленные движения, выполняет действия с предметами, которые состоят из нескольких последующих этапов.

В старшем дошкольном возрасте развивается умение выполнять мелкие движения с предметами. В основном созревание соответствующих зон коры головного мозга заканчивается к 6–7 годам. Этот возраст является подходящим периодом для развития кисти руки.

Развитию мелкой моторики рук помогают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять движения в определенной последовательности со стихотворным сопровождением; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку; игры, требующие что-то брать, вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия; рисование; застегивание и расстегивание молний, пуговиц и т. д.

Игры с пальчиками благоприятно влияют на эмоциональный фон ребёнка, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность. При стихотворном сопровождении ребенком выполняемых упражнений его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Благодаря такой всесторонней тренировке движения рук ребёнка будут более уверенные. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка станут более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Таким образом, регулярное использование разнообразных форм работы, направленных на развитие общих движений кистей рук и тонких движений пальцев помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

Список использованной литературы:

1. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.

2. Визель Т. Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

3. Гонеев, А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. – М. : Академия, 2002.

4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М. : «Сов. Россия», 1973.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 18:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Николаева Елена Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД