Николаева Елена Александровна
Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста
Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В наше время всё чаще встречаются дети с нарушениями речевого развития. Хорошая, связная речь является важным условием всестороннего развития детей. Ребёнку с богатой и правильной речью гораздо легче высказывать свои мысли, а также его возможности в познании окружающей действительности шире, отношения с окружающими его людьми содержательнее и полноценнее, а его психическое развитие осуществляется активнее.
Учёные-нейробиологи и психологи, которые занимаются исследованием головного мозга и психического развития детей, давно доказали, что немаловажным фактором развития речи ребенка является уровень развития мелкой моторики рук. Уровень развития мелкой моторики имеет большое значение для общего психического и физического развития детей. У детей с хорошо развитой мелкой мускулатурой рук лучше развит мозг, в особенности его отделы, отвечающие за речь.
Мелкую моторику определяют, как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Её значение проявляется при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Учеными доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Этот факт даёт основание рассматривать кисть руки как – орган речи. На основании этого, было определено существенное влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Из этого следует что, для того чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать его пальчики.
Специалисты отмечают, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, поэтому пристальное внимание развитию мелкой моторики рук надо уделять в дошкольном возрасте. Учёными на основании обследования детей была определена закономерность: если развитие пальцев рук соответствует возрасту, то и речь развита в пределах нормы, а если развитие мелкой моторики отстаёт от нормы, то и речевое развитие задерживается. Из этого можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики рук является одним из наиболее эффективных средств развития речи.
Уже в младшем возрасте у детей начинается развитие мелкой моторики в процессе действий с предметами. В первую очередь появляются хватательные движения, вместе с этим происходит восприятие и развитие зрительно – двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.
При нормальном развитии к концу 3 года жизни ребёнок достаточно точно воспроизводит направленные движения, выполняет действия с предметами, которые состоят из нескольких последующих этапов.
В старшем дошкольном возрасте развивается умение выполнять мелкие движения с предметами. В основном созревание соответствующих зон коры головного мозга заканчивается к 6–7 годам. Этот возраст является подходящим периодом для развития кисти руки.
Развитию мелкой моторики рук помогают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять движения в определенной последовательности со стихотворным сопровождением; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку; игры, требующие что-то брать, вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия; рисование; застегивание и расстегивание молний, пуговиц и т. д.
Игры с пальчиками благоприятно влияют на эмоциональный фон ребёнка, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность. При стихотворном сопровождении ребенком выполняемых упражнений его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Благодаря такой всесторонней тренировке движения рук ребёнка будут более уверенные. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка станут более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Таким образом, регулярное использование разнообразных форм работы, направленных на развитие общих движений кистей рук и тонких движений пальцев помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.
Список использованной литературы:
1. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.
2. Визель Т. Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
3. Гонеев, А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. – М. : Академия, 2002.
4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М. : «Сов. Россия», 1973.