Алина Лукьянчикова
Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста
[2 слайд] О том, что движение – это жизнь мы знаем уже давно, так вот моторика и является движением. Моторика – это совокупность двигательных реакций, направленных на выполнение точных мелких движений кистями рук и пальцами рук и ног.
Публикация «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
[3 слайд] Развитие мелкой моторики у детей является основой для раскрытия будущих способностей и талантов ребенка. Она развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Ученые давно пришли к выводу о тесной связи руки и речи. Развитие движений руки способствует развитию речи. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
Теперь мне хочется продемонстрировать небольшой обзор методов и приемов развития мелкой моторики, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми.
[4 слайд] Упражнения с крупой
Предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
[5 слайд] Игры с бусами
В педагогической практике пользу бус используют активно. Бусы развивают мелкую моторику рук, интеллект, память, умение находить ошибки и недостатки, умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, умение работать в коллективе с другими детьми. Благодаря этим играм дети начинают проявлять свою фантазию.
[6 слайд] Продуктивная деятельность
Важное значение в развитии мелкой моторики принадлежит продуктивной деятельности – деятельность, в результате которой получается продукт. У ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.
[7 слайд] Упражнения со счетными палочками
Хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки. Задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. На ровной поверхности из палочек очень интересно и полезно выкладывать рисунки различных предметов, объектов. Начинать лучше с простых геометрических фигур.
[8 слайд] Упражнение-шнуровка
В процессе этих игр ребенок учится делать различные стежки, продевать, завязывать бантики. Как и любое упражнение, требующее концентрации внимания, упражнения с веревочкой производят психотерапевтический эффект.
[9 слайд] Массаж кистей рук и пальцев
Полезно обучить детей приемам самомассажа рук, чтобы снимать напряжение мышц или хорошо подготовить руки и пальцы к предстоящей работе. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая сократительную способность мышц.
[10 слайд] Пальчиковая гимнастика
Включение пальчиковых игр и упражнений в любое коррекционное занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. Позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Пальчиковые игры разнообразны по содержанию. Их можно разделить по способам действия:
[11 слайд] Конструирование
Сортировка мелких элементов развивают мелкую моторику ребенка, делают его более ловким. Для сборки дома, корабля, техники придется задействовать всю свою логику — это поможет ребенку научиться придумывать и реализовывать собственные правила. Конструктор дает своему маленькому владельцу полную свободу действий. Единственным ограничением при покупке конструктора является возраст.
[12 слайд] Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании придумывать их можно бесконечно.
И главное здесь – придерживаться некоторых правил: