Татьяна Рыженкова
Значение математического материала для развития логического мышления детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.
Публикация «Значение математического материала для развития логического мышления детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Таким образом, недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.
Логическое мышление человека - самый важный момент в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно используются человеком в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни с раннего возраста.
Взаимозависимость математического развития и развития логических методов умственных действий является одной из основных методологических проблем математического воспитания детей дошкольного возраста. Этой проблеме уделили внимание З. А. Михайлова, Л. А. Венгер, А. А. Столяр, А. З. Зак. Под формированием логического мышления ребенка подразумевается развитие логических методов умственной деятельности, а также способность понимать, прослеживать причинную взаимосвязь явлений, строить на их основе самые простые выводы.
Специфика развития основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе игровых занимательных упражнений математического содержания заключается в том, что развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Эта работа очень кропотливая и сложная. Но несмотря ни на что очень интересная работа. Ведь самые незначительные результаты приносят неизмеримую радость и желание работать, зажигать детские глаза и выбирать различные эффективные средства для всестороннего развития каждого ребенка.
Занимательный математический материал для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста служит одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения.
С развитием мышления, связанного с появлением таких важных возрастных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия, синтез, обобщение. Дошкольный возраст имеет большое значение для развития основных умственных действий и методов: сравнение, выбор существующих и несуществующие функции, обобщения, определения и т. д.
Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться сформировать у дошкольника этот вид мышления как можно раньше. Сначала важно создать прочный фундамент в виде развитых образных форм. Именно образное мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации. Предельная обобщенность, схематичность логического мышления часто оборачивается слабостью, порождая явление, которое носит название "формализм мышления". Сознание ребенка оперирует сухими схемами, не улавливая богатства, полноты жизненных явлений, и потому оказывается неспособным к адекватному решению задач развития.
Развитие детей следует рассматривать в русле математических исследований. Вопрос в том, какие средства и содержание являются наиболее оптимальными: традиционными - арифметическими или менее традиционными - геометрическими.
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают геометрическое содержание. Проблема заключается в том, что система специальных задач и упражнений математического содержания формирует и развивает логическую структуру. Эта комбинация - системные задачи логического и конструктивного характера, развивающие мелкие двигательные навыки - активно влияет на математическое развитие дошкольников. Педагогу необходимо применять такие методы, как сериация, анализ, синтез, сравнение, построение, обобщение.
Рассмотрим эти методы подробнее.
Сериация — это построение упорядоченных, увеличивающих или уменьшающихся рядов. Классический пример куклы-матрешки, пирамиды, вкладные мисочки. Сериации детей могут быть представлены по размеру, высоте, ширине, если предметы одного типа: куклы, палочки, ленты, камни. Если объекты разного типа, то «значение», характеризующее их различия (с указанием того, что считается «значением», например игрушки, которые отличаются ростом.
Анализ - выбор свойств объекта или самого объекта из группы или группы объектов на определенном основании. Например, задается признак: все предметы кислые. Во-первых, объект набора проверяется на наличие или отсутствие этой функции, затем объекты выделяются и объединяются в группу на основе «кислых».
Синтез - соединение различных элементов (свойств, признаков) в единую единицу. В психологии анализ и синтез рассматриваются как процессы, которые дополняют друг друга (анализ осуществляется посредством синтеза, синтез посредством анализа).
Психологически способность к синтезу формируется раньше, чем к анализу, и ее можно активно развивать с помощью конструирования. Сначала ребенок учится воспроизводить объект, повторяя весь процесс конструирования после педагога, а затем из памяти. Наконец, он узнает способ самостоятельно восстановить конструкцию готового объекта. Следующий этап заданий носит уже творческий характер. Ребенок должен построить, например, высокий дом, гараж, но все без образца, по представлению и - самое главное - придерживаться указанных параметров (например, сложить гараж для конкретной машины).
Для конструирования используются мозаика, конструктор, кубики, сплит-изображения, рекомендуемые для каждой возрастной группы. Педагог в этих играх играет роль ненавязчивого помощника, его цель - внести свой вклад в окончание работы, т. е. выполнить задуманное.
Сравнение - логический метод умственных действий, который требует способности идентифицировать сходства и различия между особенностями объекта (объекта, явления, группы объектов, идентифицировать некоторые особенности объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других, а также установить количественные отношения.
Наиболее эффективный метод обучения-игры-задания, в течение которого дети должны найти сходство (или разницу) на этих основаниях, например, чтобы определить, какой из предметов - мяч или медведь - большой и маленький. Или что может быть большим, желтым и круглым? Но вот то, на что должны обратить внимание: ребенок должен понимать роль ведущего. Только тогда он научится отвечать на вопросы, требующие умения характеризовать предмет (арбуз большой, круглый, зеленый; солнце круглое, желтое, горячее; лента синяя, длинная, блестящая, шелковая) или давать общие знаки (белое, холодное, рассыпчатое).
Сначала нужно научиться сравнивать два объекта, а затем группу. Дошкольнику легче сначала определить различия, а затем сходство. Поэтому можно предложить такую последовательность:
1) задачи по разделению группы объектов по любому признаку (большой и малый, красный и синий, требующие сравнения;
2) игры (тип «Найди такой же», направленные на формирование способности сравнивать. Однако для детей в возрасте от 2 до 4 лет набор признаков, на которых он должен найти сходство, должен быть четко идентифицирован. Со взрослыми детьми 5-6 лет - число и характер признаков сходства могут быть широко варьирующимися.
Классификация - деление множества на группы на любом основании, которое называется основой классификации. Классификация проводится либо на определенной основе, либо на поиске самой основы (этот вариант чаще используется у детей старшего возраста, поскольку для этого требуется определенный уровень формирования операций - анализ, сравнение, обобщение). При классификации набора результирующие подмножества не пересекаются попарно, их союз должен быть заданным множеством. Другими словами, каждый объект должен быть частью только одного набора, и с правильно определенным основанием для классификации ни один объект не останется за пределами определенных базовых групп.
Классификация может быть выполнена:
- по названию (чашки и тарелки, раковины и камни, булавки и шарики и т. д.);
- по размеру (в одной группе крупные шарики, еще одна маленькая, одна длинная коробка с карандашами, одна короткая и т. д.);
- по цвету (в одной коробке красные кнопки, в другой - синие и т. д.);
- форма (в одной коробке квадраты, в другой – кружки; в третьей – кубики, в четвертой – кирпичики и т. п.);
- другие характеристики не математического характера : что можно и нельзя есть; кто летит, кто бежит, кто плавает; кто живет в доме, кто в лесу; что происходит летом и что зимой; что растет в саду, а что в лесу и т. д.
Эти примеры - классификация по заданному основанию: педагог сообщает – дети разделяют. В другом случае классификация проводится на основе того, что дети сами определяют самостоятельно. Педагог устанавливает количество групп, на которые должен быть разделен набор предметов (объектов). Дети сами ищут подходящую основу. В этом случае база может быть определена в нескольких вариантах.
Обобщение в словесной форме результатов процесса сравнения - формируется в дошкольном возрасте как способность идентифицировать и сформировать общую черту двух или более объектов. Дети хорошо знают этот процесс, если результат деятельности, такой как классификация, производится самостоятельно. Операции классификации и сравнения заканчиваются обобщением.
Затем дошкольники могут суммировать результаты своей деятельности даже эмпирически. Но для этого учитель должен выбрать объекты деятельности, задать вопросы и следовать разработанной последовательности, чтобы довести до необходимого обобщения. Формирование обобщения, чтобы помочь детям строить предложения, выбирать правильные термины, словесные фразы.
Формирование способности детей делать обобщения само по себе чрезвычайно важно с общей точки зрения.
Специфика развития основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе игровых занимательных упражнений математического содержания заключается в том, что развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе.
Преподавание математики для детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач. В то же время роль простого занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач комплексного развития и образования : активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, занимать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, консолидировать приобретенные знания и навыки, осуществлять их применение в других видах деятельности.
Используются занимательные материалы и для формирования представлений, ознакомления с новой информацией. Таким образом, незаменимым условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии заданий - шутки, головоломки, логические упражнения. Они настойчиво ищут ход решения, приводящий к результату. В случае, когда занимательная задача доступна ребенку, он развивает позитивное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует умственную деятельность. Детской интересной конечной целью является сложить, найти форму, преобразовать, которая занимает его.
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания сюжетной игровой среды:
- настольно-печатные игры;
- игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат (игры шашечного хода);
- головоломки;
- логические задачи;
- кубики, лабиринты;
- игры на составление целого из частей;
- игры на передвижение
Тематическая игровая среда предназначена для содействия решению конкретных задач целенаправленного развития математических представлений детей, решения проблем их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к образовательной деятельности.
Формы и методы представления занимательного материала :
1. Совместная игра воспитателя с ребенком;
2. Самостоятельная деятельность детей;
3. Математические праздники и развлечения;
4. Занятия (согласно графику обучения);
5. Отгадывание загадок, веселые вопросы, забавные головоломки, шуточные задачки;
6. Чтение математических сказок.
Любая логическая задача для изобретательности, для любого возраста, предназначенного для нее, несет определенную психологическую нагрузку, которая чаще всего замаскирована развлекательным сюжетом, внешними данными, условием проблемы и т. д. Умственная задача: сделать фигуру или изменить ее, чтобы найти решение, угадать число - реализуется посредством игры в игровых действиях. Изобретательность, смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на прямом интересе.
Разнообразие занимательных материалов-игр, задач, головоломок - дает основу для их классификации, хотя трудно разделить на группы такой разнообразный материал, разработанный математиками, учителями, методистами. Классифицировать его можно по разным основаниям: содержание и ценность, характер психических операций, а также акцент на развитии определенных навыков.
Из множества интересных математических материалов в дошкольные годы наиболее широко используются образовательные игры. Основная цель их состоит в том, чтобы обеспечить упражняемость детей в распознавании, выборе, наборе наименований предметов, цифр, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность генерировать новые знания, знакомить детей с путями действий. Каждая из игр решает конкретную проблему улучшения математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включены в содержание занятий в качестве одного из средств реализации программных задач. Место дидактических игр в структуре занятий при формировании элементарных математических понятий определяется возрастом детей, целью, содержанием уроков. Он может использоваться как учебная задача, упражнение, направленное на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - самые известные и часто используемые в современной практике дошкольного образования виды развлекательного математического материала.
В комплексном подходе к обучению дошкольников в современной практике важную роль играют развлекательные образовательные игры, задания, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. И процесс решения, нахождение ответа, основанного на интересе к проблеме, невозможно без активной работы мысли. Эта ситуация объясняется важностью занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и развлекательных упражнений с математическим материалом дети приобретают навыки, позволяющие самостоятельно найти решение. Систематическое упражнение в решении проблем таким образом развивает умственную деятельность, независимость мысли, творческое отношение к образовательной задаче, инициативу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей. - Новосибирск, 2008.- 612 с.
2. Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2016.- 326 с.
3. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М. : Эксмо, 2008.- 413 с.
4. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М, 2014.-318 с.
5. Белошистая А. В. Развиваем логику. - Журнал Дошкольное воспитание, 2012.- №6
6. Дмитриева В. 365 развивающих игр для детей от 3 до 6 лет. – СП., 2017.- 311 с.
7. Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль, 1998.
8. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 2011.- 218 с.
9. Михайлова З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике - СПб. : Детство-Пресс, 2011.- 327 с.
10. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - М. : Детство-Пресс, 2017.- 411 с.
11. Помораева И. К. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / И. К. Помораева. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.
12. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском сада /Сост. Т. Н. Доронова. - М., 2007.- 159 с.
13. Стожарова М. Ю. Математика - учимся играя/ М. Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008.- 203 с.
14. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.
15. Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. - М. : «ДОМ XXI век», 2007.- 185 с.
16. Шалаева Г. Большая книга логических игр. - М. : АСТ, Слово, 2013.- 316 с.
17. https://findout.su/1x25640.html