татьяна
Значение математических игр в интеллектуальном развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР
В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Научный подход к проблеме детской игры обнаруживает сложность психологических механизмов игры, ее побудительных сил и мотивов, механизмов взаимовлияния игры и развития ребенка. Важность игровой деятельности для психического развития показана в многочисленных и обширных исследованиях по проблеме детской игры в работах как отечественных так и зарубежных ученых.
Публикация «Значение математических игр в интеллектуальном развитии дошкольника» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Г. Г. Кравцова, Д. Б. Эльконина, М. Кляйна, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, L. Nicolich, K. Garvey, I. Bretherton, O. Saracho достаточно детально описаны многие аспекты формирования и развития символической функции детской игры.
В среде психологов интерес к игре является уже традиционным. Достаточно назвать только некоторых авторов классиков психологии, – занимавшихся проблемами игры: К. Бюллер, А. Валлон, Л. С. Выготский, К. Гросс, А. В. Запорожец, К. Коффка, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, В. Штерн, Д. Б. Эльконин, Ф. Бойтен-Дайка, Й. Хейзинга и др.
Существенный вклад в разработку дидактических игр и включения их в систему обучения дошкольников началам математики внесли Т. В. Васильева, Т. А. Мусейибова, А. И. Сорокина, Л. И. Сысуева, Е. И. Удальцова и др. Начиная с 50-х гг. в обучении детей всё чаще используют практические методы (А. М. Леушина). Она рассматривала практические методы в системе других (словесных и наглядных) методов. Именно с практических действий с предметными множествами начинается знакомство детей с элементарной математикой.
Теория и практика обучения накопила определённый опыт использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Однако в настоящее время проблема связи различных параметров игры с особенностями психического развития ребенка представляется недостаточно изученной, не разработаны стандартизованные параметры, позволяющие использовать игру как инструмент интеллектуального развития дошкольников.
На протяжении дошкольного возраста характер деятельности и психические особенности дошкольников существенно изменяются.
В среднем дошкольном возрасте круг знаний ребёнка об окружающем мире продолжает расширяться. Разнообразнее становится детская деятельность. Развиваются творческие игры, рисование конструирование. Сложнее становятся трудовые обязанности, выполняемые ребёнком, большее значение приобретают занятия учебного типа.
В связи с расширением опыта и усложнением деятельности происходит дальнейшее развитие психики дошкольника. Он начинает глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между явлениями. Обобщения его становятся шире и охватывают более характерные, более существенные особенности предметов.
Значительные изменения происходят в области развития воли. Ребёнок постепенно приучается выполнять свои обязанности, подчинять свои интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой простые цели и действовать в соответствии с этими целями. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее расширение опыта и усложнение детской деятельности.
Обогащается словарь ребёнка, приобретается умение связно, грамматически правильно излагать свои мысли в устной речи. У ребёнка углубляется познание окружающего. Развивается способность к обобщению. У него формируется умение сопоставлять друг с другом не только отдельные предметы, но и понятия о целых группах предметов. Возникают простейшие формы последовательного, логически правильного рассуждения.
Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы.
В этом возрасте происходят изменения в коре головного мозга. Возрастает ее роль в регуляции поведения старших дошкольников. Развивается умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а также придерживаться, существующих правил поведения, взаимоотношений.
У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять, в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т. п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения.
Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при воздействии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов, уже легче при необходимости ограничить свои желания, быть сдержаннее.
Заметно повышается умственная и физическая работоспособность дошкольника, степень которой тесно связана, во-первых, с интересом к делу, а во-вторых, с чередованием игры, труда, занятий. Это необходимо учитывать при организации деятельности ребенка.
Однако следует помнить, что даже очень развитому, умному и доброму ребенку пяти-шести лет далеко не просто реализовывать в действиях, играх, труде, повседневном поведении имеющиеся представления и знания. Слишком мал его жизненный опыт, его могут захлестнуть эмоции управлять которыми он только еще учится.
Анализ литературных источников на предмет выявления требований к организации игровой деятельности дошкольников среднего и старшего возраста показывает:
Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции, группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей ("Танграм", пазлы, на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).
Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых реальных предметов предложить предметы – заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры – "овощи", брусок – "утюг", палочка – "градусник", коробка – "телевизор".
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется "сенсорный центр" - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств (шумовые предметы, баночки с запахом и т. д.)
Средний и отчасти старший дошкольный возраст – начало сентивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.
К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх – имитация определенных действий и отношений, выделение правил игры и следование им.
В старшем возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что – полезное, нужное в быту. В игре ребенок учится пользоваться предметами домашнего обихода, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.
Важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии дошкольника имеет игра. Она является ведущим видом деятельности ребенка.
Советский психолог Л. С. Выготский считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания.
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях.
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Развитие мышления – осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, образы и действия.
Содержание игры в процессе обучения и воспитания обогащается опытом, приобретаемым ребенком в ходе занятий. Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т. д.
Учебные занятия, проводимые с применением игровых технологий, оказывают влияние на развитие наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последовательного, логически правильного мышления. Вместе с тем они приучают ребёнка к определённой дисциплине, вырабатывают умение действовать и сосредоточить своё внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника.
Следует отметить, что игра является величайшей школой социального опыта. В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное ее условие умение координировать свое поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой социальный, коллективный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.
Анализируя литературные источники по дошкольной педагогике можно сформировать следующую обобщенную классификацию детских игр.
Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Это – игры на сравнение предметов по разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. п., группировку предметов на основе общих признаков (это – посуда, это – обувь и др.). Составление целого изображения из частей, "рядов" из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.)
Развивающие игры имеют несколько уровней сложности, они многообразны в применении. Примерами таких игр могут служить "Блоки Дьенеша", "палочки Кюизера" и др.
Блоки Дьенеша состоят из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Палочки Кюизенера – это универсальный дидактический материал. Основные его особенности – абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально – коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений. Игры на развитие пространственного воображения, например "строительный материал". Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта).
Загадки. Детям среднего и старшего школьного возраста предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:
На спине иголки
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок
Нет ни головы, ни ног. (Еж)
Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.
Условия отгадывания. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Главные условия, обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадывание:
1. предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке (через наблюдение)
2. дополнительные знания, специально подводящие ребят к отгадыванию,
3. знание языка, умение понимать переносное значение слов,
4. чтение художественной литературы.
Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими – значит понять логический механизм загадки и овладеть им.
Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой последовательности:
выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т. е. произвести анализ;
сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними, т. е. произвести синтез;
на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение, т. е. отгадать загадку.
Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: " А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т. д.
Пальчиковые игры: эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "вверх", "вниз" и т. д. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Для успешного усвоения детьми логических операций необходима работа в системе, как на занятиях, так и вне их.
В основе интеллекта лежит развитое мышление. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация, абстрагирование, аналогия и др., что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой - области познания, в том числе и в математике. Безусловным является то, что сформированности умственных действий является абсолютной необходимостью для развития математического мышления, не случайно эти умственные действия именуются также приемами логических умственных действий. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка. Одним из самых значительных исследований в этой области явилась работа швейцарского психолога Ж. Пиаже "Генезис числа у ребенка", в которой автор; достаточно убедительно доказывает, что формирование понятия числа (а также и арифметических операций) у ребенка коррелятивно развитию самой логики : формированию логических структур, в частности формированию иерархии логических классов, т. е. классификации, и формированию асимметричных отношений, т. е. качественных сериаций. Классификация, сериация являются приемами умственных действий, формирование которых невозможно без предварительного развития у ребенка операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования, аналогии и систематизации.
Развитие интеллекта идет через формирование представлений о количестве. К 2 годам ребенок наверняка знает, что у него есть "одна ручка и вторая ручка", а нос только один, что у него ладошки маленькие, а у мамы большие, что бывает много и мало игрушек, что можно взять (налить, принести) "еще", "еще немного", "еще больше". Можно взять (забрать) все, а можно только часть (не все, и т. д. Дайте ему набор геометрических фигур, вырезанных из картона, и спросите, из чего лучше сделать кузов, а из чего кабину, и малыш, скорее, всего в первом случае выберет прямоугольник, а во втором - квадрат (хотя возможны варианты). Если вы попросите его положить в один конверт треугольники, а в другой - крути, то, скорее всего, он справится и с этим. Если же нет, он наверняка сумеет разложить по разным кучкам ботинки и перчатки, шапки и шарфики и т. д. А если вы поручите ему помочь вам накрыть на стол, он быстро поймет, что значит "чашек столько же, сколько блюдец", "ложек столько же, сколько тарелок", "одно блюдце лишнее", "одной ложки не хватает".
Таким образом, занятия математикой с детьми среднего и старшего школьного возраста в значительной мере способствуют интеллектуальному развитию ребенка. Математические способности (способность сравнивать, оценивать, обобщать, анализировать, синтезировать, классифицировать) напрямую взаимосвязаны с интеллектуальными способностями ребенка, точнее являются их неотъемлемой частью.
Как было показано в пункте 1.2. настоящей работы важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии дошкольника имеет игра. Она является ведущим видом деятельности ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
Игра, направленная на развитие математических представлений у ребенка, в конечном итоге способствует его общеинтеллектуальному развитию, влияет на умственное развитие дошкольника в целом.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.
Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел, игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую "порцию" познавательного содержания. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры – путешествия во времени.
3. Игры на ориентировки в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Знания в виде способов действий и соответствующих им представлений ребёнок получает первоначально вне игры, в играх лишь создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации. Структура большинства дидактических игр не позволяет сообщить детям новые знания, однако это не означает что в принципе такое невозможно.
В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия математики. Основной их целью является подготовка мышления дошкольника к восприятию фундаментальных математических понятий : "множество и операции над множествами", "функция", "алгоритм" и т. д. В этих играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определённым признакам. Моделируя математические понятия, он позволяет выполнять логические операции: разбиение множества на классы, отыскание объектов по необходимым и достаточным критериям и т. д. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления.
Дидактические игры выполняют обучающую функцию успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.
При подборе дидактических игр для занятий, индивидуальной работы с детьми воспитатель обращается к разнообразным источникам, использует народные и авторские игры, с предметами и без них.
Дидактические игры могут применяться в качестве одного из методов проведения занятий, индивидуальной работы, быть формой организации самостоятельной познавательной деятельности детей.
Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д., игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д., органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М. : ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Н. А. Ноткина и др. Под ред. Т. И. Бабаевой и др. Изд. 2-е, переработанное. - СПб. : Акцидент, 1996. - 224 с.
3. Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. – М. Педагогика, 1985. – 318с.