Ольга Новоселова
Значение малых жанров произведений устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Значение малых жанров произведений устного народного творчества
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное и нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. Еще С. Д. Ушинский, выдвигая принципы народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» (статья «Родное слово»). Недаром в народе говорят, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.
Публикация «Значение малых жанров произведений устного народного творчества» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Устное народное творчество
- Темочки
С помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Такое влияние небольших по объему произведений обусловлено прежде всего особенностями изобразительно-выразительных средств, используемых в песенках, пословицах, потешках, пестушках, и заключенных в них содержанием.
Ненавязчиво, народные песенки и потешки учат ребёнка тому, что от него ожидают: «На кота потягушки, на дитя подрастушки», «Вот такая расти, ко мне в гости ходи, да не пакости», «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса» расти коса не путайся, дочка маму слушайся». В них без особого назидания даются нормы поведения.
Ценность фольклорных произведений обуславливается высокой интонационной выразительностью, наличием часто повторяющихся звукосочетаний и слов, например, «чики-чики, чикалочки» или «ладушки-ладушки», простой рифмой, восклицаниями, эмоциональным обращением.
Это и прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов.
Заинька, войди в сад,
Серенький, войди в сад,
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
В потешке используются звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией и с их помощью возможно развивать фонематический слух, а использование в народных песенках, потешках, пестушках уменьшительно-ласкательных суффиксов (-еньк, -ечк, -очк, -иньк, - ичк и т. п.) способствует словообразованию, расширению словарного запаса детей.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие детей. Употребление для создания в загадках метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особая ритмическая организация) способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме загадок, учат анализировать её.
«Ни окошек, ни дверей, полна горница людей».
«Хвост крючком, нос пятачком».
«Без рук, без ног, а рисовать умеет».
Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Они обогощают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире и, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька, котик, волчок…
Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем, это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это усвоение более успешным и прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся форм, звукосочетаний, звукоподражаний.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Они не велики по объему, но очень ё мки по смыслу:
«Мал золотник, да дорог».
«Птица радуется весне, а младенец матери».
«Коротко да ясно, от того и прекрасно».
Пословицы через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) передают отношение народа к тому или иному предмету или мнению, мысль передается самыми необходимыми и притом точно подобранными словами.
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
«Глупый киснет, а умный всё промыслит».
Пословицы основаны на использовании необычного переносного значения слов или сочетания одного слова с переносным значением другого.
Все это дает основание говорить о громадном влиянии пословиц и поговорок на развитие ума детей, образного мышления и соответственно речи.
«Чему ребёнка учишь, то от него и получишь».
«Когда хочешь много знать, не надо много спать».