Екатерина Бойко
Значение конструирования в познавательном развитии дошкольника
Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению.
Публикация «Значение конструирования в познавательном развитии дошкольника» размещена в разделах
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности, дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружают отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д. или делают из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т. д., но и обобщенные умения (целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения).
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим, речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т. д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Виды конструктивного материала
При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования — конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, конструирование из природного материала и т. д.
Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д.
Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.
Конструкторы. Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей. Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника еще несовершенна. Перед тем как давать конструкторы детям, воспитатель должен сам тщательно изучить методические указания по сборке, приложенные к каждому из них, и продумать, что детям нужно подробно объяснить, а что они будут делать сами. Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструктор, его помещают вместе с настольными играми или в уголке ручного труда, и дети используют его в своей самостоятельной деятельности.
Бумага, природный и бросовый материалы. Эти материалы широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей.
Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также тонкий картон. Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т. д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками.
Воспитатель вместе с детьми своевременно заготавливают природный материал и пополняют его запасы в течение всего года. Например, летом собирают траву (осока) одинаковой длины, которая плетется в косы; солому, связанную пучками; шишки сосны, ели, ольхи, лиственницы, пихты, кедра, обработанные затем столярным клеем (для того чтобы они зимой при высыхании не раскрывались). А желуди и каштаны заготавливаются, как только они упадут с деревьев (пересохшие желуди и каштаны затрудняют работу — крошатся и раскалываются). Косточки от фруктов (слив, абрикосов, персиков, тщательно промытые и просушенные, собираются в любое время, а вот семена ясеня, клена — только зимой.
Каждый вид материала хранится в отдельной коробке или пакете. При создании поделок используются дополнительные материалы: бумага, картон, пластилин, проволока, спички; клей — казеиновый, синтетический, декстриновый и инструменты — нож, ножницы, шило, иголка.
Конструктивная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того, чтобы построить какой либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в своих постройках то, что восприняли раннее, с чем они уже знакомы. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, и т. п.
В процессе самой конструктивной деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Обучение конструктивной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед работой, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Работа с разными по форме предметами требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.
На занятиях по конструированию развивается речь детей : усвоение названий форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек положительно влияют на формирование связной речи.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие в процессе конструктивной деятельности приобретает особое значение в дошкольном детстве, так как именно в этот период ребенок интенсивно развивается.
Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, целенаправленное развитие и усовершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного восприятия. Вместе с тем развитие сенсорных процессов в конструктивном творчестве играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка. Сенсорное развитие включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, что очень важно при конструктивной деятельности.
Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение конструктивной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания, и само содействует этому воспитанию.
Формирование представления о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть производят умственные действия. Таким образом, конструктивная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.