Гульсиня Гибадуллина
Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игры в нравственном воспитании детей.
План.
1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Игра – школа нравственного воспитания.
3. Домашние игры детей.
4. Руководство детской игрой.
Публикация «Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Темочки
1. По мнению многих выдающихся педагогов «дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. К шести-семи годам у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным правилам и нормам».
Своеобразие воспитания ребёнка в детском саду состоит, прежде всего, в том, что его повседневная жизнь и деятельность – игры, труд, различные занятия – протекают и организуются педагогом в условиях детского общества.
Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем:
- Воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.);
- воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к людям разных национальностей;
- воспитание трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.
Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребёнка в соответствии с целями и идеалами общества.
Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним относятся метод приучения (упражнение, пример взрослого или другого ребёнка, наблюдение, показ действия, метод организации деятельности.
Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций.
Особое значение имеют труд и игра. Они являются и средством и методом воспитания.
2. Игра в жизни ребёнка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально развивающийся ребёнок много и увлечённо играет. Недаром игру называют одной из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребёнка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Под влиянием увлекательной игры ребёнок преображается: молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – общительным, дерзкий - вежливым, непоседа – усидчивым.
Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения.
Подвижные игры.
Подвижные игры используются не только для решения прямых задач физического воспитания, но и для нравственного развития. Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляется то или иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в правильных поступках.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных качеств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребёнок должен чувствовать себя в обществе своих товарищей как равный среди равных. Чёткое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе. Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей в группе, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений детей. большая роль принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий. В коллективных играх часто от поведения игрока зависит успех игры, положение товарища.
Например, в игре «Горелки», надо стремиться навстречу товарищу, несмотря на опасность самому быть пойманным. Или в играх типа «Чей отряд быстрее построится» малейшее замешательство может подвести всех остальных. Такие игры воспитывают чувство ответственности.
В некоторых подвижных играх (например, «Классы) дети устанавливают правила сами : «Чужая помеха не считается», «Чур, с отдыхом» и др. Эти традиции имеют большую воспитательную ценность. Они дисциплинируют поведение детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, считаться с мнением других.
Сюжетно-ролевые игры.
Трудно переоценить сюжетно-ролевую игру. Ценность её как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Исполнение ролей взрослых – учительницы, няни, мамы, бабушки – содействует развитию положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо выполнять хорошо и работу учителя, и работу уборщицы, быть заботливой бабушкой.
Например, игра в «школу» значительно обогащает духовный мир детей, в ней завязываются новые дружеские отношения между детьми на основе общности познавательного и художественного интереса, возникают и формируются ролевые взаимоотношения между «учительницей», «родителями», «бабушками» и «дедушками», закрепляются вежливые формы обращения.
Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Парикмахерская», «Стройка», «Больница» и т. д. при правильной их организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям.
Во многих ролевых играх детей необходимым атрибутом является кукла. Игры с куклой способствуют тому, что дети становятся сговорчивей, уступчивей, появляются тёплые слова, интонации, доброжелательность в отношениях. Игра в куклы часто становится богатой, длительной: надо приготовить пищу кукле, накормить, погулять, или чему-нибудь научить.
Игра в куклы часто становится своеобразной формой организации духовной жизни, воспитание при этом «будет осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой форме организации их игровой деятельности».
Например, в играх с куклой типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым способствуют игры «Как будто у нас маленький ребёнок», «Как будто дома нет мамы», «Кукла болеет». Таким образом, рождается участливое отношение к больному, готовность ему помочь.
Большое значение для воспитания патриотических чувств имеют игры в военных. Эти игры воспитывают взаимопомощь, взаимовыручку, дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам, уважение к родной армии.
Чувство патриотизма – это и любовь к родным местам, гордость за свой народ. Трудно переоценить значение ролевых игр – путешествий, в которых главную роль на себя берёт педагог, так как такие игры требуют большего объёма знаний, чем, как правило, имеют дети.
Игра уместна и в решении задачи формирования у детей правильного, положительно-эмоционального отношения к труду, воспитания трудолюбия. Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду, особенно к хозяйственно-бытовому и по самообслуживанию, надо чаще использовать игровые формы. Включаясь в любое серьёзное дело, ребёнок обыгрывает его, подражая взрослым.
Например, дети любят работать в «мастерской» по ремонту книг, коробок для настольных игр. Но важно ставить перед ребёнком не игрушечные цели – книгу нужно подклеить по-настоящему, аккуратно, чтобы её могли почитать и другие дети.
(Продолжение следует. В продолжении: значение дидактических игр, театрализованных игр и др.)