Эпова Галина Петровна
Значение игры для ребенка. Консультация
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - главная и ведущая деятельность ребенка дошкольника!
“ Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…" Эта замечательная мысль принадлежит А. С. Макаренко.
Публикация «Значение игры для ребенка, Консультация» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Для детей игра – это труд, который требует настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых “понарошку”. Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.
Ребенку на словах можно сколько угодно что то объяснять, например, "Что такое хорошо, а что такое плохо" и очень трудно будет сосредоточить его внимание, он мало что будет понимать, а именно игра способна через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению. Мои наблюдения на практике показали, если “недругов” включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь, друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
Игра - ведущая деятельность дошкольника, она имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Игра является ведущей не потому, что занимает больше свободного от сна времени в его жизни, а потому, что приводит важнейшие изменения в психических процессах и психических особенностях его личности. В ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности учения (целенаправленный процесс усвоения знаний, овладение умениями и навыками, которое готовит переход ребенка к следующей стадии развития - этапа младшего школьного возраста. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии!
В психическом развитии ребенка игре принадлежит особо важная роль. Она формирует ее способность к произвольной деятельности и поведения, символических замен, саморегуляции, тренирует память, развивает восприятие, мышление, фантазию, способность к общению, волю.
В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.
В игре происходит развитие мотивационной сферы. В сюжетно-ролевой игре дети подражают взрослым, тем самым мотивируя себя стать по-настоящему взрослее, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Но для того чтобы в ходе игры формировалась "правильная" мотивация, ребенок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребё нка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.
Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.
Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря.
В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек.
Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.
Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи.
В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т. д.
Так же игра имеет большое значение для здоровья! Особенно активные игры на свежем воздухе.
Я считаю, что очень важно, чтобы в практике воспитания было богатство разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Для этого хотелось бы, чтобы каждый воспитатель и родитель был в этом заинтересован! Чтобы он всегда помнил, что игра - самое важное в жизни ребенка!
Список использованных источников
1. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие/ В. П. Арсентьева. - М. : ФОРУМ, 2009. - 144 с.
2. Бузарова Е. А. ,Четыз Т. Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Е. А. Бузарова, Т. Н. Четыз// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология[Электронный ресурс]. - 2007, №3.
3. Венгер Л. А. Игра как вид деятельности/ Л. А. Венгер//Вопросы психологии [Электронный ресурс]. --1978, № 3. -- С. 163--165. - Режим доступа: https://psychlib.ru/mgppu/pеriodica/VP031978/VIv-163.htm - Дата доступа: 22.01.2014
4. Игра в жизни дошкольника: пособие для учреждений дошкольного образования/ Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн. : Нац. Ин-т образования, 2012. - 184