Елена Половнева
Значение игры для психического развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игры для психического развития ребенка.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, а также любимым их занятием. Именно в ней формируются навыки, подготавливающие ребенка к школьной деятельности.
Велико значение игры в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться. В связи с этим Д. Б. Эльконин пишет «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов… Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Публикация «Значение игры для психического развития ребенка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Психологические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка» (Эльконин Д. Б. Психология игры. -М., 1978, 277-278)
Игра является и первой школой воли; именно в игре ребенок добровольно, по собственной инициативе подчиняется различным требованиям. Как правило, происходит это в ролевых играх.
Положительное воспитательное воздействие на ребенка оказывают игры со строительным материалом, дидактические игры, подвижные игры и игры драматизации.
Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является «школой морали в действии, а не только в представлении» (Л. С. Выготский).
Исследования А. В. Запорожца показывают что, игра создает благоприятные условия для движений дошкольника. Когда ребенок берет на себя определенную роль, он сознательно и произвольно воспроизводит движения характерные для изображаемого персонажа.
Игровая деятельность обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества, она позволяет детям самостоятельно создавать разные формы общения.
В игре формируются частные психические процессы. В условиях игровой деятельности повышается острота зрения (исследования Т. В. Ендовицкой). В игре ребенок сознательно запоминает большее количество слов, чем в других условиях (З. М. Истомина)
Благоприятные условия для развития интеллекта ребенка складываются в игровой деятельности. Происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. В игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы.
Игра благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребенка, усвоение им знаний и умений. При соответствующих методах педагогического руководства игрой формируются умственные действия и их эффективность может быть повышена. Игра вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметных действий такого содержания, которое при других условиях не могло бы быть по-настоящему освоено.
Именно в дошкольном возрасте используются игровые приемы для обучения детей. В игре зарождаются и развиваются новые виды деятельности.
Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». (Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. -1966-№6 -27,74)
Используемая литература: Я. Л. Коломинский Е. А. Панько «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» М. П. 1988г.