Лутошкина Ирина
Значение и задачи утренней гимнастики для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей.
Как известно, здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь интересной, долгой и счастливой. Дети должны расти здоровыми. Здорового ребёнка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые навыки и умения. Здоровье – важнейшая предпосылка развития воли и природных способностей.
Публикация «Значение и задачи утренней гимнастики для дошкольников» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
Проблема сохранения, укрепления здоровья детей, в современном обществе является актуальной. Одним из важнейших компонентов двигательного режима детей является утренняя гимнастика. Она направлена на оздоровление, укрепление организма, развитие физических качеств и способностей детей.
Движение приносит нашим детям колоссальную радость, а главное здоровье. Все дети так или иначе – непоседы. Именно поэтому в «растущем» организме детей все обменные процессы функционирует в правильном режиме, не то, что у взрослых.
Задачи и значение утренней гимнастики в детском саду :
Задачи утренней гимнастики в детском саду обусловлены общими задачами физического воспитания, к которым относятся:
Укрепление здоровья, правильное физическое развитие и закаливание организма детей.
Обучение определенным действиям и формирование навыков жизненно необходимых движений, развитие основных двигательных качеств.
Воспитание навыков поведения в коллективе и формирование волевых черт характера ребенка.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Благодаря, утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.
Спецификой гимнастики в детском саду является обучение детей правильным движениям, и в первую очередь общеразвивающим движениям и основным. В процессе обучения движениям у детей совершенствуются умения ориентировать в пространстве и выполнять четко и точно, в заданном воспитателем темпе, ритме и направлении, вырабатывается согласованность движений каждого ребенка с действиями всего коллектива.
С помощью гимнастики дети приучаются к определенному режиму, приобретают и закрепляют навыки перемещения в пространстве. У детей воспитывается выдержка, организованность, развивается внимание, память.
Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Следовательно, после утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны.
Поэтому, основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности.
Ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению. А также ежедневные занятия утренней гимнастикой приводят к тому, что дети старшего дошкольного возраста уже хорошо владеют различными предметами: мячом, обручем, гимнастической палкой и др.
Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гимнастику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность. Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи : «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств детей, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей.
В детском саду утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. (Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп). В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр к совместным видам деятельности.
Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, утренняя гимнастика становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
В то же время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц. Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушений осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.