Татьяна Никитина
Консультация «Значение и способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение и способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст-это сказочная пора. У малыша появляются новые мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, возникают различные потребности. В старшем дошкольном возрасте дети приобретают определенный кругозор, запас знаний, овладевают способами обследования внешних свойств предметов.
Публикация «Консультация „Значение и способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Хочется отметить, что именно в годы подготовки ребенка к школе очень важно играть с ним. Ведь именно в игре дети учатся применять имеющиеся у них знания, получают богатый чувственный опыт, развиваются все психические процессы. Именно поэтому очень важно играть с ребенком, т. е. руководить игрой, для того, чтобы игра была более целенаправленной, развивающейся, а также игра требует партнеров. .
Не для кого не секрет, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга, это проекция кисти руки. Поэтому можно сделать вывод: развитию познавательной функции восприятия поступающей информации способствует развитие мелкой моторики рук.
В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
Что же такое мелкая моторика? (Слайд 2) Мелкая моторика неразрывно связана со всеми образовательными областями, так как в процессе её развития формируются у детей все психические процессы (внимание, память, воображение, речь, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности - игровой, продуктивной, трудовой, предметной.
«Мелкая моторика одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями,развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
Работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.
Зачем нужно развивать мелкую моторику (Слайд 3)
• Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Если моторика недостаточно развита, то ребенок в школе сталкивается с такими затруднениями как (слайд4)
Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов)
Очень медленный темп письма.
Как воспитатель логопедической группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму
Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики решить следующие задачи: развитие пространственной ориентации, развитие зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики кистей рук
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. В своей работе с детьми я использую различные игры.
(Слацд 6) "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. (Слайд 7)
К пальчиковым играм можно отнести
Пальчиковый театр» - помогает решить ряд очень важных задач:
• Развивает точность и выразительность, координацию движений,
• Стимулирует развитие внимания, памяти и речи,
• Повышает усидчивость и концентрацию внимания.
Доказано, что от степени развития мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они влияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику.
«Повтори движение» (Слайд 8)
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. Игра становится интересней если она проходит со стихами, ребенок развивает речь,память и моторику.
Для развития мелкой моторики очень хорошо выполнять пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика (слайд 8)
самомассаж кистей и пальцев рук;
Дайте ребенку круглую щетку (бигуди) для волос. Ребенок катает щетку (бигуди) между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
пальчиковая гимнастика с предметами;
Ребенок катает попрыгунчик (грецкий орех) между ладонями, поочередно между пальчиками и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
Два попрыгунчика (грецких ореха) ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
• пальчиковые кинезиологические упражнения (Слайд 11)
Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития- это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована
Колечко. (слайд 12.13)
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать,
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листья у тополя
И у осины,
Листья дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем.
• Игры с рисованием (слайд 14 -17)
графические диктанты;
штриховка;
работа с трафаретами;
рисунок по образцу; дорисовка (по принципу симметрии);
Игры с предметами домашнего обихода. (слайд 18--21)
Шнуровка, нанизывание бусинок.
Игры в резиночки.
Мозаика.
Пазлы.
Лего
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М. : Книголюб, 2004,
Шанина С. Гаврилова А. «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка» «РИПОЛ» КЛАСИК. М. 2008