Татьяна Русяйкина
Значение художественного слова в математическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка.
Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Развить у детей интерес к математике помогает художественное слово. Используя художественное слово в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, даёт мне возможность развивать у детей все компоненты речевой деятельности, эмоционально вовлекать в познавательную деятельность, стимулировать любознательность.
Публикация «Значение художественного слова в математическом образовании дошкольников» размещена в разделах
Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребёнка-дошкольника. Объем и степень включения в работу стихов, считалок, скороговорок, пословиц и поговорок я определяю самостоятельно.
Использование стихов математического содержания повышает у детей интерес к поставленной задаче, влияет на состояние их активной умственной деятельности, вызывает эмоциональный настрой. Так слушая и заучивая стихи А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», «Зима! Крестьянин торжествуя.», А. Блока «Летний вечер», С. Маршака «Давайте познакомимся», Я. Райниса «Десяток» и др., дети получают дополнительную информацию о временах года и их последовательности, о счете и числах, цифрах.
Например, для расширения у детей знаний о геометрических фигурах, в частности, о треугольнике, можно предложить следующее стихотворение:
Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего, у нас всего по три.
Три стороны и три угла и столько же вершин.
И трижды трудные дела мы трижды совершим.
После чтения стихотворения можно спросить: про какую фигуру говорится в стихотворении? Почему ты думаешь, что про треугольник? Как часто мы будем совершать добрые (трудные) дела? Вопросы должны органично связываться с содержанием текста. Ответы на них должны доставлять ребенку удовольствие.
Новая информация заставляет ребенка размышлять, производить математические действия в уме, вызывает желание решить ту или иную задачу. Подобную работу я провожу при чтении следующих стихов: С. Михалкова «Котята», «Математик», В. Данько «Единица-озорница».
Большой интерес вызывает у детей инсценирование небольших рассказов, стихотворений. Дети, увлеченные слушанием, незаметно для себя и без особого физического напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
Например, увидеть общие признаки геометрических фигур, объединяющие их в новое родовое понятие на основе отвлечения от конкретных признаков, поможет драматизация стихотворения: «Жили-были два брата: треугольник с квадратом». У детей появляется желание «проверить» услышанное: они берут квадраты и срезают по одному углу. Каждый раз считая углы и стороны, дети называют новую геометрическую фигуру (пятиугольник, шестиугольник и т. д.) и, наконец, делают вывод: все фигуры, имеющие стороны и углы, называются многоугольниками. В результате такого элементарного «исследования», в котором участвуют все дети, полученные знания будут осознанными и прочными.
В моей методической копилке много считалок, скороговорок, пословиц, поговорок, загадок. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, обогащают речь. Считалки, благодаря ритму и рифме, легко запоминаются и, неоднократно повторяя их, дети осваивают числа, их последовательность, дни недели, времена года.
Например:
Мы по лесенке бежим
И считаем этажи
Один этаж, два этажа,
Три, четыре
Мы в квартире.
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре.
Мыши дернули за гири,
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мыши вон!
Скороговорки это также своеобразная игра, вызывающая оживление, улыбку, это и упражнение в закреплении пространственных терминов, в выделении простейших количественных характеристик.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Три свиристели еле-еле свистели у ели.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Шесть мышат в камыше шуршат.
При обучении математике особое место принадлежит и загадкам. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох,
Съела шесть горошин Нина –
У неё теперь ангина. (Град)
Что это за семь братьев:
Годами равные,
Именами разные? (Дни недели)
Интересны дошкольникам пословицы и поговорки. Эти «маленькие» умственные задачи развивают логическую мысль и речь детей.
Нужно учитывать, что ребенку трудно понять обобщенный, переносный смысл пословицы. Я стараюсь выяснить, как ребенок понимает ту или иную пословицу (когда ее говорят? Кому, объяснить ее смысл на примерах, конкретных ситуациях. Например, пословица «У лени семь праздников в неделю» становится более понятной детям при заучивании юмористического стихотворения «Емелина неделя», закрепляющего у них знания последовательности дней недели. Пословицы : «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Одна голова хорошо, а две лучше», «Семеро одного не ждут», «Один в поле не воин» и другие я использую с целью развития количественных, пространственных и временных представлений у детей.
Например, детям предлагается решение задачи, представленной в виде рассказа: «У Лесовичка сегодня день рождения, и он пригласил в гости лесных зверей, Собрались на лесной поляне Медведь, Лось и Волк. Стало их…трое. Тут подбежали еще два зверя: Барсук и Лисица. Их стало всего…пять. Затем появились Белочка с Ежиком, и стало их… семь. Ждут семеро зверей еще одного – Зайчонка. А его все нет и нет. Ждали они, ждали и, чтобы не опоздать к назначенному часу, ушли. Когда прибежал Зайчонок на лесную поляну, то увидел там письмо, в котором была записана только одна пословица «Семеро одного не ждут». Вопросы для беседы могут быть следующие:
Сколько зверей пригласил Лесовичок на свой день рождения?
Каких зверей? Назовите их.
Сколько зверей пришло сначала?
По сколько было разных зверей?
Кто пришел последний, и какой по счету?
На сколько число 7 меньше 8?
Какую пословицу написали звери Зайчонку?
Когда вспоминают эту пословицу?
Можно ли применить ее в рассказе о пяти, о десяти зверях и другом любом количестве?
Эти вопросы направлены на закрепление знаний о количественном и порядковом счете, о количественном составе числа из единиц и т. д., а также на понимание смысла предложенной пословицы.
Раскрывая смысл пословиц : «Копейка рубль бережет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Уговор дороже денег» можно раскрыть в процессе работы по ознакомлению старших дошкольников с деньгами как мерой стоимости, воспитывая у них, правильное отношение к деньгам, бережливость, честность.
Мир детства невозможно представить без сказки. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
С помощью сказок дети легче усваивают математические понятия :
Так, русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди» помогают формировать у детей представления о величине предметов, пространственных и количественных представлениях.
Используя сказку «Три медведя» и её героев, я знакомлю и закрепляю у детей понятия «большой», «маленький», «ещё меньше», «высокий», «низкий»; также предлагаю задания: «распредели героев по возрасту, по росту», «уложи спать, чтобы соответствовала кровать», «напои чаем, чтобы соответствовала посуда».
Сказка «Репка» помогает усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый счёт. Сказка «Гуси лебеди» учит ребят ориентироваться в пространстве («над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т. д.)
Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» я использую сказку «Два жадных медвежонка».
Сказки «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя» знакомят детей с понятием числа.
Присутствие сказочного героя придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Занятие становится ещё более интересным, если перед детьми ставится проблема – герою нужно оказать помощь в выполнении какого-либо задания: пересчитать предметы, составить и решить задачу, пройти лабиринт и т. д.
Практика работы с дошкольникам показывает, что детям очень трудно усвоить темы по решению задач. Затруднения вызывает усвоение структуры задачи, постановки вопроса к задаче, решение задач на сложение и вычитание, составление задач. Чтобы преодолеть выше перечисленные трудности и повысить интерес к данной теме, я использую на занятиях задачи в стихах или задачи со сказочным сюжетом:
Под кустами у реки жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
«Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».
Таким образом, регулярное использование системы специально подобранного материала по художественной литературе, направленного на развитие познавательных математических возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Литература
1. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
2. Волина В., Праздник числа (Занимательная математика для детей) : –М. : Знание, 1994.
3. Лысаков В. Г., 1000 загадок. – М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
4. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., Математика от 3 до 7. М., 1997.
5. Помораева И. А., Позина В. А., «Формирование элементарных математических представлений» : – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.