Папки-передвижки

Значение формирования звуковой культуры речи дошкольника

альфия хисамиева
Значение формирования звуковой культуры речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры,это основа благоприятных социальных контактов и общения, она позволяет воспитать полноценную личность ребенка. А полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексикограмматического компонента речи, овладение фонетикой, фонематикой – условия успешной подготовки к школе. Речь – одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Значение формирования звуковой культуры речи дошкольника» размещена в разделах

Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.

Большую роль в формировании звуковой культуры речи оказывает педагог. Чем грамотнее он планирует деятельность, чем больше его подход к индивидуальности каждого ребенка, тем эффективнее результаты его работы.

Звуковая культура речи включает в себя : звукопроизношение, интонацию темп, мимику, жесты, общую тональность детской речи, позу и двигательные навыки в процессе разговора. Нарушение ее ведет к обеднению словаря, нарушению грамматического строя речи,задержки формирования звуко-слогового анализа слов.

Для предупреждения этих нарушений нам следует знать:

-знать возрастные особенности звукопроизношения обучающихся;

- уметь определять задачи формирования ЗКР;

- создавать условия;

- уметь планировать образовательную деятельность

В связи с этим мы должны грамотно планировать работу по звуковой культуре речи в разных возрастных группах.

Группа раннего возраста:

-развивать органы артикуляционного и голосового аппарата;

-речевого дыхания и слуховое внимание;

-изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и соноров);

-звукоподражания;

-формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

Младшая группа:

-уточнять и закреплять артикуляцию звуков;

-изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме шипящих, соноров)

-вырабатывать правильный темп речи;

-развивать интонационную выразительность речи

Средняя группа:

- отрабатывать четкое произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;

- развивать фонематический слух;

- различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

- -знакомство с понятием звук, слово.

Старшая группа:

- -дифференциация звуков (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твердые и мягкие);

- -учить определять место звука в слове, знакомить с понятием предложения

- -учить составлять по образцу простые и сложные предложения

-

Подготовительная группа:

- -находить слова с заданным звуком в предложении;

- -упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;

- -учить делить 2х – 3х сложные слова на слоги;

- -учить составлять слова из слогов;

- -учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Формы работы :

- -ООД;

- -Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

- -Игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др. ;

- -подгрупповые и индивидуальные: дидактические игры, шутки - чистоговорки, скороговорки, упражнения и др.

-

Методы:

- -дидактические игры;

- -подвижные или хороводные игры с текстом;

- -дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторить слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. д.);

- -метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Приё мы:

- образец правильного произношения (ведущий приём);

- объяснение;

- утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова и т. д.);

- образное называние звука или звукосочетания ( часто используется в младших группах: ззз- песенка комара);

- хоровые и индивидуальные повторения (особенно полезны негромкие проговаривания звуков, звукосочетаний небольшими подгруппами детей, когда дети могут прислушаться к ответам других детей);

- совместная (сопряжённая) речь ребенка и воспитателя (в случае ошибочных ответов, а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребенком речи – образца)

- -показ артикуляционных движений;

- -демонстрация игрушки или картинки;

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письмуЗначение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму. Уже давно известно, какую пользу несет моторика руки: это развитие соответствующих.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возрастЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возраст В дошкольном возрасте основным видом деятельности дошкольника является игра, с помощью которой происходит формирование всех сторон личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение формирования звуковой культуры речи дошкольника
Опубликовано: 30 января 2022 в 18:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение формирования звуковой культуры речи дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем альфия хисамиева (УИ 905882) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД