альфия хисамиева
Значение формирования звуковой культуры речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры,это основа благоприятных социальных контактов и общения, она позволяет воспитать полноценную личность ребенка. А полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексикограмматического компонента речи, овладение фонетикой, фонематикой – условия успешной подготовки к школе. Речь – одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Значение формирования звуковой культуры речи дошкольника» размещена в разделах
Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.
Большую роль в формировании звуковой культуры речи оказывает педагог. Чем грамотнее он планирует деятельность, чем больше его подход к индивидуальности каждого ребенка, тем эффективнее результаты его работы.
Звуковая культура речи включает в себя : звукопроизношение, интонацию темп, мимику, жесты, общую тональность детской речи, позу и двигательные навыки в процессе разговора. Нарушение ее ведет к обеднению словаря, нарушению грамматического строя речи,задержки формирования звуко-слогового анализа слов.
Для предупреждения этих нарушений нам следует знать:
-знать возрастные особенности звукопроизношения обучающихся;
- уметь определять задачи формирования ЗКР;
- создавать условия;
- уметь планировать образовательную деятельность
В связи с этим мы должны грамотно планировать работу по звуковой культуре речи в разных возрастных группах.
Группа раннего возраста:
-развивать органы артикуляционного и голосового аппарата;
-речевого дыхания и слуховое внимание;
-изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и соноров);
-звукоподражания;
-формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.
Младшая группа:
-уточнять и закреплять артикуляцию звуков;
-изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме шипящих, соноров)
-вырабатывать правильный темп речи;
-развивать интонационную выразительность речи
Средняя группа:
- отрабатывать четкое произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;
- развивать фонематический слух;
- различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- -знакомство с понятием звук, слово.
Старшая группа:
- -дифференциация звуков (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твердые и мягкие);
- -учить определять место звука в слове, знакомить с понятием предложения
- -учить составлять по образцу простые и сложные предложения
-
Подготовительная группа:
- -находить слова с заданным звуком в предложении;
- -упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
- -учить делить 2х – 3х сложные слова на слоги;
- -учить составлять слова из слогов;
- -учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Формы работы :
- -ООД;
- -Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
- -Игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др. ;
- -подгрупповые и индивидуальные: дидактические игры, шутки - чистоговорки, скороговорки, упражнения и др.
-
Методы:
- -дидактические игры;
- -подвижные или хороводные игры с текстом;
- -дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторить слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. д.);
- -метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
Приё мы:
- образец правильного произношения (ведущий приём);
- объяснение;
- утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова и т. д.);
- образное называние звука или звукосочетания ( часто используется в младших группах: ззз- песенка комара);
- хоровые и индивидуальные повторения (особенно полезны негромкие проговаривания звуков, звукосочетаний небольшими подгруппами детей, когда дети могут прислушаться к ответам других детей);
- совместная (сопряжённая) речь ребенка и воспитателя (в случае ошибочных ответов, а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребенком речи – образца)
- -показ артикуляционных движений;
- -демонстрация игрушки или картинки;
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.