Марина Машина
Значение дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения, охрана здоровья ребенка становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных учреждений. Ведется оздоровительная работа с использованием современных здоровьесберегающих технологий. Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях - дыхательной гимнастики.
Публикация «Значение дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях с дошкольниками» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Дыхательная гимнастика – это комплекс специальных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Целью данного вида деятельности в музыкальном воспитании является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :
- укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
- формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)
- тренировка силы вдоха и выдоха.
- развитие продолжительности выдоха.
Она положительно влияет на:
• Обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;
• Способствует восстановлению центральной нервной системы;
• Улучшает дренажную функцию бронхов;
• Восстанавливает нарушение носового дыхания.
Пение, специальные речевые игры и упражнения, способствуют развитию голоса (основой которого является правильное дыхание). Перед пением песен необходимо заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок, которые влияют на здоровье часто болеющих детей, а также детей имеющих речевые нарушения.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели дыхательной системы, развитие певческих способностей детей.
Занимаясь дыхательной гимнастикой на музыкальном занятии необходимо следить, чтобы у ребенка не было симптомов:
• Учащенного дыхания, резкого изменения цвета лица, чувства покалывания и онемения в руках и ногах.
• Если начинает кружиться голова - складываем ладошки вместе (ковшиком, подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них
Упражнения для детей
«БЕГЕМОТИК»
Исходное положение сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
«Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается» (выдох).
«ЖУК».
«Жу-у-у – сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу».
«ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК».
Детям дается установка: «Чей паровозик дольше проедет?»
Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку музыкального руководителя паровозик едет: «Чух-чух-чух» - так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.
«ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»
Детям предлагается «надуть воздушные шарики» (дыхание короткое, через нос). Сначала надуваем шар, затем со звуком «тс-с-с» - сдуваем, делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.
«ИСПОЛНЕНИЕ СКОРОГОВОРКИ»
Она должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха :
«Егорка»
«Как на горке, на пригорке
Жили 33 Егорки,
Раз Егорка, два Егорка…»
Чем больше «Егорок» сможет назвать ребенок, тем больше у него объем легких.
Несколько упражнений, которые целесообразно использовать на занятиях театрализованной деятельности:
«САМОВАР»
Глубоко вдохнуть и медленно выдыхая произнести «пых.»
«ЧАЙНИК»
Глубоко вдохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых-пых-пых…»
«БОЛЬШОЙ ФИЛИН»
Глубоко вдохнуть и, выдыхая резко произнести «ух!».
«МАЛЕНЬКИЙ ФИЛИН»
Глубоко вдохнуть, резко прерываясь. Выдыхать и произносить «ух-ух-ух-ух-ух.»
«ВОЛКИ»
Глубоко вдохнуть и, выдыхая, произнести звук «у-у-у», при этом как бы поднимая звук снизу вверх.
«ЭХО» Глубоко вдохнуть и громко на выдохе произнести «ты кто-кто-кто-кто-кто.» С каждым произношением слова «кто» голос дожжен становиться все тише и тише.
«ПЧЕЛА»
Вдохнуть и выдохнуть звук «ж-ж-ж-ж», губы должны то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.
«КОМАРЫ»
Вдохнуть и на выдохе, на высокой ноте, произнести звук «з-з-з», то усиливая звук, то ослабляя».
«СКРИПЯТ ДЕРЕВЬЯ»
На выдохе произносить звук «и-и-и.». Губы при этом растягиваются в улыбку.
С целью создания эмоционального настроения, мотивации детей к выполнению данных упражнений, а так же активизации их внимания педагог может объединить подобные упражнения единым игровым сюжетом. Так, например, рассказ о «путешествии к бабушке» может быть основой для игрового тренинга на развитие дыхания и голоса.
«У БАБУШКИ В ДЕРЕВНЕ»
Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел: «пых-пых» (выдыхаем). А рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых-пых.» (выдыхаем) Бабушка налила детям чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, нужно в кружку подуть: «фу-у!». В доме комары летают – «з-з-з-з». Но мы их не боимся и пьем вкусный чай: «фуп!» (вдыхаем воздух). Попили чай и пошли гулять. На улице тепло, пчелы вокруг летают – «ж-ж-ж-ж». Вкусно пахнет цветами (вдыхаем запах цветов). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт. Мы громко крикнем: «Ты кто?» А эхо нам ответит: «Кто-кто-кто». Вдруг мы услышали вой волков: «у-у-у-у». И решили пойти скорее домой. Дома бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы быстрее уснули, бабушка спела нам колыбельную: «А-а-а-а-а».
«Вертушка»
Перед началом игры приготовьте игрушку-вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вращаться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё самостоятельно: «Давай, сделаем ветер – подуем на вертушку!»
«Свистульки»
Для этой игры подойдут детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных. Дайте ребенку свистульку и предложите подуть в неё, чтобы получился мелодичный громкий свист.