Хаустова Инна Анатольевна
Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
В наши дни, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития, а также и на состояние здоровья в целом. Для этого педагогам необходимо уделять больше внимания дыхательным упражнениям на занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ.
Публикация «Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.
Дыхание является главным источником жизни. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода.
Существуют типы дыхания :
• нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвуют только диафрагма, грудная клетка остаётся без изменений);
• среднее, или «рёберное» (в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается);
• верхнее, или «ключистое» (дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного – их средняя часть);
• смешанное, или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких).
Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:
• положительно влияет на обменные процессы, которые играют решающую роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
• способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
• улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
• способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,
• способствует восстановлению нормального кровоснабжения;
• налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
• стимулирует развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
• повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.
Преимущества дыхательной гимнастики
1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание.
2. Занятия дыхательной гимнастикой являются профилактикой болезней.
3. Во время выполнения дыхательной гимнастики задействованы все мышцы.
4. Используются упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, способствуют развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системе.
5. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке.
6. Дыхательная гимнастика рекомендуется и взрослым, и детям.
Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня: при проведении утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, проведении физкультминуток, подвижных играх на прогулке, беседах, самомассаж, в элементах точечного массажа, пальчиковой гимнастики, выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в гимнастике пробуждения.
Инструктор по физической культуре
Хаустова И. А.