Лутошкина Ирина
Значение дошкольного детства в становлении личности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
«Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А. В. Запорожец.
Публикация «Значение дошкольного детства в становлении личности» размещена в разделах
В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольника, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к нему как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага и процветания Отечества.
Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, в том числе и развития одарённости.
По мнению А. М. Матюшкина, творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2–5 лет, когда закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя.
Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.
В начале нового столетия стал другим и сам ребёнок дошкольник : у него
замечается повышенная активность, самостоятельность в познании, различных видах деятельности, коммуникации, и в то же время менее значимыми сегодня являются для него книги, заменяемые
электронными игрушками, компьютером, мобильным телефоном. Изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, расширяют и видоизменяют функции дошкольного образования как важного фактора
социальной стабильности ребёнка, преемственности в образовании и культуре. Подготовка дошкольника к последующему образованию подразумевает формирование у него как социальных, так и личностных качеств, которое предполагает выявление потенциальных способностей и развитие творческой одарённости, что обеспечит в дальнейшем полноценную жизнедеятельность. Для дошкольного детства характерен психический
феномен. Исследования учёных показали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения, поэтому многие знания, которые дети получают в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. Возрастные особенности проявляются и в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности. Отличительной возрастной особенностью дошкольника является
также развитие и большая пластичность нервной системы, что создаёт благоприятные условия для воспитания и обучения, формирования различных способностей. Обобщая наиболее важные достижения
психического развития ребёнка 6–7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети демонстрируют достаточно высокий уровень умственного развития, включающий расчленённое восприятие, обобщённые
нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определённый объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать и анализировать, воспроизводить и создавать различные продукты творчества.
К моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит
интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребёнка снижается, в то же время он становится более
активным в поиске новой информации. Таким образом, дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития, когда происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная с совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти,
воображения и мышления повышают у ребёнка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке всё более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребёнок 6–7 лет может стремиться к далёкой цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени. Всё это говорит о том, что дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития творческой и интеллектуальной
одарённости ребёнка. Ценности саморазвития дошкольника при оценке отношения к деятельности заключаются в том, что ребёнок может осуществить контроль своей работы. К концу старшего дошкольного
возраста вызревают предпосылки учебной деятельности как деятельности коллективной, выполняемой коллективным субъектом. В предшкольной ситуации развития существуют две ведущие деятельности – игровая (в форме индивидуальной деятельности) и учебная (в форме коллективной деятельности).
При формировании отношения к взрослому устанавливается особый
тип общения со взрослыми – контекстное общение. Оно характеризуется высоким уровнем произвольности, умением видеть условность позиции взрослого. В реализации отношений со сверстниками ребёнок может
организовать игру с товарищем, появляются симпатии, стремление подражать кому-либо из детей в группе, увеличивается количество сверстников, принимающих участие в совместной игре.
Ребёнок дошкольного возраста как субъект культурного саморазвития:
– во многом ещё потенциален, т. е. скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих, поэтому познание его носит скорее
прогностический и вероятностный характер, что накладывает особую
ответственность на познающего;
– не всегда может сообщить информацию о себе, не всегда готов к участию в сложных психодиагностических процедурах, поэтому о нём и его возможностях свидетельствуют не его рассказы и результаты тестов, а его
поведение, результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающей действительностью.
Это требует от исследователя мира ребёнка тонкого подхода, высокого мастерства, истинной наблюдательности;
– принадлежит к особому «секретному» миру детства, тайна которого навсегда закрывается для того, кто стал взрослым. Детство – это особые культура, отношения, мировосприятие, и оценивать их с «взрослых» позиций проблематично, что обусловливает необходимость обязательного владения
инструментами интерпретации. Именно компетентный анализ и объяснение
фактов определяют постановку «диагноза», который может определить всю
будущую жизнь ребёнка;
– находится на этапе, когда человек развивается чрезвычайно стремительно. Познание ребёнка часто не успевает за его изменениями. Определить «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования – вот задачи педагогической диагностики. Детство - определенный этап в развитии человека, оно и сложилось как период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение которого ребенок должен приобрести необходимые знания и умения.
Стремительно проносятся годы детства, но за этот короткий срок происходят самые удивительные превращения, какие только может представить себе человеческая мысль. Из самого беспомощного на свете существа, которое неспособно самостоятельно удовлетворить свои наиболее простые потребности, ребенок превращается в мыслящего человека, который постигает законы движения планет и развития общества, вырастает в силу, сознательно изменяющую природу и общество.
Если говорить о дошкольном детстве, то его роль состоит в овладении некоторыми общими человеческими знаниями и умениями, в приобретении некоторых психических качеств, которые нужны для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, развитие ориентировки в пространстве и времени, человеческих форм восприятия, мышления, воображения, первоначальное приобщение к произведениям искусства, формирование взаимоотношений с другими людьми. И эта огромная программа выполняется за какие-то несколько лет!
Человеческая среда не просто условие развития ребенка, она - сам источник этого развития; в ней новое человеческое существо должно найти - с помощью взрослых - все то, что и составит его развитие. Ребенку нужна не просто среда, действующая на его мозг через органы чувств. Ему нужна среда очеловеченная; ему нужно человеческое общество и человеческое воспитание.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально – познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, быть ответственным уже в любом, пусть маленьком деле.
Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».