Папки-передвижки

Значение дидактических игр для детей

Марина Зулумханова
Значение дидактических игр для детей

Глава 3. Система игр в практической деятельности учителя начальных классов.

Цель данной работы является теоретический анализ игровых методик и их экспериментальная проверка в личном опыте учителя.

Объектом данной работы является процесс обучения в начальной школе. Предмет исследования: приемы, методы, игровые методики, которые исполь-зуются в работе учителя практика.

Гипотеза: эффективность освоения материала, получение знаний, фор-мирование умений, в значительной мере определяется выбором приемов и методов обучения и эти методики должны носить игровой характер.

Публикация «Значение дидактических игр для детей» размещена в разделах

Наши исследования имеют не только теоретическую, но и практическую направленность. Практическая часть включает в себя 3 этапа исследователь-ской работы: констатирующий, формирующий и контрольный.

По заранее намеченному плану велась экспериментальная работа. Она проводилась на базе образовательного учреждения ДДШ - №35 (начальная школа). Контингент учащихся составляют дети лишенные родительской опе-ки. Возраст учащихся 9-11 лет, 3 класс, количество учащихся 10 человек.

Для проведения эксперимента, мы выбрали раздел «Морфология» (вве-дение, тема «Имя существительное», на его изучение отводится 20 часов. Эксперимент проводился в течение одного месяца.

3.1. Констатирующий эксперимент.

На данном этапе работы мы не используем дидактический материал. Это позволит нам в констатирующем эксперименте выявить общий уровень зна-ния учащихся по данной теме. Соответственно программ по русскому языку, первоначальные знания по теме. Имя существительное учащиеся получили во 2 классе. Учащиеся ознакомлены с грамматическим понятием «имя суще-ствительное»; умеют распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», и слова, отвечающие на вопрос «что?»; составлять предложения и разбивать их по членам; имеют знания о написании с большой буквы названий насе-ленных пунктов, рек, гор, морей, имен, фамилий, кличек животных.

По результатам проведенных тестов по русскому языку, мы можем су-дить об уровне знаний учащихся по теме «Имя существительное».

Для проведения проверочной работы мы взяли пособие из серии «Учимся играя», авторами-составителями этой книги являются Анна Владимировна Ундзенкова, Ольга Владимировна Сагирова. Пособие «Проверь себя» адре-совано учащимся 1-4 классов общеобразовательных школ и призвано по-мочь школьникам осуществить самоконтроль за знаниями по русскому язы-ку, математике, чтению. Данное пособие может быть использовано учителя-ми начальных классов для организации контрольных и проверочных работ, а также для проведения тестов.

На первом уроке, по теме «Имя существительное», мы предложили учащимся 3 класса небольшой тест, который состоит из 6 вопросов и по 3 предположительных ответов. Задача учащихся заключается в выборе пра-вильного ответа.

Тесты по теме «Имя существительное» см. приложение №1.

Тесты были обработаны, а полученные результаты мы внесли в таблицу. В таблице мы указали процент качества выполненной работы.

Получены такие результаты:

Вопросы теста. % выполнения.

1. Правильный ответ а) 30%

2. Правильный ответ б) 20%

3. Правильный ответ в) 45%

4. Правильный ответ в) 10%

5. Правильный ответ а) 50%

6. Правильный ответ б) 50%

Результаты проделанной работы в констатирующей части эксперимента позволили сделать вывод:

Несмотря на то, что знания получены во 2 классе, учащиеся плохо раз-бираются в теме «Имя существительное». Самый низкий процент получен на вопрос №4, он составляет 10%. Высокий показатель ответов по 50% на более легкие вопросы №5 и №6.

На основании констатирующего эксперимента наметился конкретный план работы по формированию умений, знаний учащихся по теме «Имя су-ществительное». На протяжении всего изучения темы «Имя существитель-ное» учитель будет использовать дидактические игры и упражнения на уро-ках русского языка, в индивидуальной работе, в работе с классом детей. Каждая дидактическая игра будет соответствовать тематике урока.

3.2. Формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента:

Способствовать эффективному усвоению материала, получению знаний, формированию умений через специально подобранные дидактические игры и игровые упражнения.

Для решения формирующего эксперимента мы обратились к сборнику занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младши-ми школьниками. «Русский с увлечением», авторы-составители А. В. Ундзен-кова, О. В. Сагирова.

Представленный материал можно использовать на уроках русского язы-ка в качестве дополнительных заданий и при закреплении предложенных тем, для коллективной работы в школе и дома. Упражнения по русскому языку направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности и инициативы в обучении, формирование со-знательного интереса к предмету.

Ценность этого сборника в том, что оно может быть рекомендовано учи-телям начальных классов, воспитателям, а также родителям для организации самостоятельных занятий с детьми.

Мы представляем фрагменты уроков с дидактическими играми и упраж-нениями соответствующих теме урока.

Урок 2 (фрагмент).

Тема: Имена существительные, отвечающие на вопрос Кто? и существитель-ные, отвечающие на вопрос Что?

Цель: развивать умения распознавать слова, отвечающие на вопрос Кто? и слова, отвечающие на вопрос Что?; составлять предложения и разбивать их по членам.

I. Проверка домашнего задания.

II. Наблюдение над особенностями имен существительных, отвечающих на вопросы Кто? Что?

Дидактическая игра «Распредели сам» см. приложение №2.

Задача учащихся – распределить предложенные слова на одушев-ленные и неодушевленные имена существительные.

Урок 3 (фрагмент).

Тема: Обучающее изложение.

Цель: развитие умения письменно передавать повествовательный текст; точ-но употреблять слова разных частей речи.

Изложение.

Урок 4 (фрагмент).

Тема: Большая буква в именах собственных.

Цель: углубление знаний о написании с большой буквы названий населенных пунктов, рек, гор, морей.

I. Работа над ошибками, допущенных в изложении.

II. Словарная работа по теме урока.

III. Игровые упражнение «Космонавты». См. приложение №2.

Задача учащихся распределить слова-космонавты в ракеты близкие по значению.

Урок 5 (фрагмент).

Тема: Род имен существительных.

Цель: ознакомление с приемами определения рода имен существительных.

I. Ознакомление с понятием «род имен существительных». Грамматиче-ская сказка. «Как у существительных род появился». См. приложение №2.

1. Работа по учебнику с правилом.

2. Упражнение по определению рода имен существительных. «Собери тетради в портфели». См. приложение №2.

II. Картинный диктант.

III. Распознавание имен существительных в тексте К. Бальмонта, игровое упражнение «В каких окнах зажгутся огни?». См. приложение №2. За-дача учащихся заключается в нахождении имен существительных и выделении их штриховкой.

Урок 6 (фрагмент).

Тема: Род имен существительных в единственном и во множественном числе.

Цель: ознакомление с тем, что для определения рода имени существительно-го, которое стоит во множественном числе, его нужно поставить в един-ственное число.

I. Проверка домашнего задания.

II. Дидактическая игра «Поднимись по лестнице». См. приложение №2.

Задача учащихся, вставить пропущенные непроизносимые согласные, проверяемые безударные гласные, удвоенные согласные.

«А теперь спустись». См приложение №2.

Необходимо данные слова поместить на каждой ступеньке в зависи-мости от рода имени существительного.

III. Ознакомление с определением рода имен существительных во множе-ственном числе.

1. Работа с учебником.

2. Упражнение «Слова-пары». См приложение №2.

Задача учащихся – распределить слова по парам, определяя род и число.

Урок 7 (фрагмент).

Тема: Определение рода имен существительных в косвенных падежах.

Цель: ознакомление с примером распознавания рода существительных в косвенных падежах: существительное надо поставить в начальную фор-му.

I. Выполнение упражнений по учебнику.

II. Дидактическая игра «Собери букеты». См приложение №2.

Задача учащихся – распределить слова близкие по значению и опре-делить их род.

III. Работа в тетрадях.

Упражнение «Закончи сам». См приложение №2.

Необходимо к данным прилагательным придумать имена существи-тельные, ориентируясь на окончание прилагательных, и определить род имен существительных.

Урок 8 (фрагмент).

Тема: Родовые окончания имен существительных.

Цель: ознакомление с окончаниями существительных мужского, женского рода и среднего рода в единственном числе.

I. Проверка домашнего задания.

II. Наблюдение над окончаниями имен существительных.

-Назовите имена существительные мужского рода…

III. Обобщение. Дидактическая игра «Найди жителя». См приложение №2.

Учащиеся подбирают и записывают слова, ориентируясь по роду и окончаниям прилагательных.

Урок 9 (фрагмент).

Тема: Родовые окончания существительных среднего рода. Составление тек-ста по картинке и вопросам.

Цель: развитие умения определять род имен существительных, правильно писать окончания; развитие умения составлять текст, опираясь на его ос-новную мысль и иллюстрацию.

I. Проверка домашнего задания.

II. Запись под диктовку существительных среднего рода с выделением окончаний.

III. Составление текста по картинке из учебника.

IV. Дидактическая игра «Найди слово». См. приложение №2.

К данным словам учащиеся должны подобрать слова, противопо-ложные по значению. Отметить существительные, которые отвечают на вопрос Кто?

Урок 10 (фрагмент).

Тема: Изменение имен существительных по числам.

Цель: развитие умения изменять существительные по числам, различать род; развитие умения передавать в письменной форме содержание иллюстра-ций.

I. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

II. Ознакомление с изменением имен существительных по числам.

1. Поиск ответа на вопрос Почемучки.

2. Работа над сведением учебника.

III. Упражнение в изменении имен существительных по числам. См. при-ложение №2.

Задача учащихся – из имеющихся слов выбрать слова, которые упо-требляются во множественном числе, и распределить их по классам.

Урок 11 (фрагмент).

Тема: Упражнение в изменении имен существительных по числам и опреде-лении рода.

Цель: совершенствование умения определять род имен существительных и изменять имена существительные по числам.

I. Проверка домашнего задания.

II. Игра «Не подведи свой ряд».

III. Запись под диктовку с предварительной подготовкой.

IV. Разбор слов, как частей речи.

V. Составление предложений на заданную тему.

VI. Игра «Лабиринт». См. приложение №2.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что имена существи-тельные изменяются только по числам; по родам имена существительные не изменяются.

Чтобы пройти лабиринт, учащиеся должны данные существительные изменить по числам.

Урок 12 (фрагмент).

Тема: Изменение имен существительных по падежам (общее понятие о скло-нении).

Цель: ознакомление с изменением окончаний имен существительных в зави-симости от связи с другим словом; формирование умения склонять име-на существительные.

I. Написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне.

II. Сообщение цели урока.

Грамматическая сказка «Откуда пошли названия падежей». См. при-ложение №2.

III. Наблюдение над изменением окончаний имен существительных.

Работа по учебнику, изучение правила.

IV. Дидактическая игра «Дворец падежей». См. приложение №2.

Задача учащихся заключается в нахождении падежей по вопросам и в распределении падежей по порядку.

Урок 13 (фрагмент).

Тема: Упражнение в склонении имен существительных и распознавании па-дежей.

Цель: формирование умения склонять имена существительные (с ударными окончаниями) в единственном числе; ознакомление с правилами опреде-ления падежа.

I. Проверка домашнего задания.

II. Веселые рифмы «Падежи» А. Тетивкина. См. приложение №2.

III. Работа с таблицей по учебнику.

IV. Игровое упражнение «Путешествие сундучка». См. приложение №2. В. Левина.

Учащиеся должны слова сундук и индюк расставить по смыслу, так-же указывать падеж существительного, изменяя окончание имен суще-ствительных.

Урок 14 (фрагмент).

Тема: Упражнение в определении падежа, наблюдение над ролью в предло-жении существительных в именительном падеже.

Цель: развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу, ознакомле-ние с особенностями именительного падежа.

I. Проверка домашнего задания.

II. Письмо по памяти.

III. Склонение имен существительных (работа по учебнику).

IV. Списывание примеров из правил.

V. Домашнее задание: подобрать и записать слова корнем дал (ь).

Урок 15 (фрагмент).

Тема: Упражнение в склонении имен существительных и распознавании па-дежей, разборе предложений по членам.

Цель: развитие умения распознавать падеж по вопросу и предлогу, разби-рать предложения по членам.

I. Проверка домашнего задания.

II. Дидактическая игра «Сочини сам». См. приложение №2.

Необходимо составить словосочетания с существительными в нуж-ных падежах, используя предлоги.

Урок 16 (фрагмент).

Тема: Обучающее изложение.

Цель: уточнение представлений учащихся о роли имен существительных, имен прилагательных и глаголов в речи; формирование умения выде-лять части в повествовательном тексте.

Изложение.

Урок 17 (фрагмент).

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости со-гласных, разделительный знак, показатель женского рода имен суще-ствительных после шипящих (грамматическая роль).

I. Работа над ошибками, допущенными в изложении.

II. Повторение сведений о разделительном мягком знаке и мягком знаке – показателе мягкости согласных. Запись слов под диктовку.

III. Ознакомление с употреблением Ь после шипящих.

1. Подготовка к усвоению правила.

2. Работа по учебнику с правилом.

IV. Списывание со вставкой пропущенных букв.

V. Наблюдение над ролью мягкого знака после шипящих.

Дидактическая игра «Кто куда?». См. приложение №2.

Задача учащихся – разделить слова на группы: мягкий знак после со-гласного и мягкий знак после шипящих.

Урок 18 (фрагмент).

Тема: Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

Цель: формирование умения распознавать существительные женского рода с шипящим звуком на конце.

I. Проверка домашнего задания.

II. Подбор подходящих по смыслу слов

Составление предложений со словосочетаниями летучая мышь, рези-новый мяч.

III. Игра «Восстанови». См. приложение №2.

Учащиеся должны вставить пропущенные слова по смыслу. Слова даны ниже текста.

Урок 19 (фрагмент).

Тема: Диктант.

Для учащихся, которые раньше справились с заданиями, учитель пред-лагает «Кроссворд». См. приложение №2.

Разгадав весь кроссворд, учащийся узнает, что было зашифровано и как полученное словосочетание связано со словами, которые вписали в кросс-ворд.

Особый интерес вызвали у детей игры и упражнения «Космонавты», «В каких окнах зажгутся огни?», «Собери букеты», «Лабиринт», «Дворец паде-жей», «Путешествие сундучка».

Были реализованы все задачи, которые ставили в играх и упражнениях.

Интерес у детей вызывался за счет наглядности и мотивации.

В работе были использованы различные дидактические игры, игровые упражнения, кроссворды по теме «Имя существительное».

В завершении нашей экспериментальной работы была проведена контроль-но – проверочная работа.

Публикации по теме:

Значение прогулки для детей в детском садуЗначение прогулки для детей в детском саду Что может быть приятнее, чем прогулка с детьми? Прогулка – это одно из основных оздоровительных мероприятий в детском саду, предупреждающая.

Значение подвижных игр в развитии детей раннего возрастаЗначение подвижных игр в развитии детей раннего возраста Подвижная игра влияет как на физическое развитие, так и на эмоционально-умственное развитие ребенка. Игра совершенствует и формирует новые.

Значение растений на участке детского сада для развития детейЗначение растений на участке детского сада для развития детей В период дошкольного детства происходит формирование личности человека, а также его ценностная ориентация к окружающему миру. Именно.

Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей» В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное.

Развивающие игры и их значение для детейРазвивающие игры и их значение для детей Всестороннее развитие ребенка закладывается ещё в первые годы жизни, поэтому вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение двигательной активности детей. Консультация для воспитателейЗначение двигательной активности детей. Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги! Сколько бы нам, воспитателям, не говорили о пользе движения для детей, все – равно каждый воспитатель занимается с детьми.

Значение музыкально-дидактических игр и пособий (из опыта работы)Значение музыкально-дидактических игр и пособий (из опыта работы) Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие у них музыкальных способностей. Эта задача реализуется и в самостоятельной.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение дидактических игр для детей
Опубликовано: 10 августа 2023 в 08:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД