Марина Зулумханова
Значение дидактических игр для детей
▼ Скачать
Глава 3. Система игр в практической деятельности учителя начальных классов.
Цель данной работы является теоретический анализ игровых методик и их экспериментальная проверка в личном опыте учителя.
Объектом данной работы является процесс обучения в начальной школе. Предмет исследования: приемы, методы, игровые методики, которые исполь-зуются в работе учителя практика.
Гипотеза: эффективность освоения материала, получение знаний, фор-мирование умений, в значительной мере определяется выбором приемов и методов обучения и эти методики должны носить игровой характер.
Публикация «Значение дидактических игр для детей» размещена в разделах
Наши исследования имеют не только теоретическую, но и практическую направленность. Практическая часть включает в себя 3 этапа исследователь-ской работы: констатирующий, формирующий и контрольный.
По заранее намеченному плану велась экспериментальная работа. Она проводилась на базе образовательного учреждения ДДШ - №35 (начальная школа). Контингент учащихся составляют дети лишенные родительской опе-ки. Возраст учащихся 9-11 лет, 3 класс, количество учащихся 10 человек.
Для проведения эксперимента, мы выбрали раздел «Морфология» (вве-дение, тема «Имя существительное», на его изучение отводится 20 часов. Эксперимент проводился в течение одного месяца.
3.1. Констатирующий эксперимент.
На данном этапе работы мы не используем дидактический материал. Это позволит нам в констатирующем эксперименте выявить общий уровень зна-ния учащихся по данной теме. Соответственно программ по русскому языку, первоначальные знания по теме. Имя существительное учащиеся получили во 2 классе. Учащиеся ознакомлены с грамматическим понятием «имя суще-ствительное»; умеют распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», и слова, отвечающие на вопрос «что?»; составлять предложения и разбивать их по членам; имеют знания о написании с большой буквы названий насе-ленных пунктов, рек, гор, морей, имен, фамилий, кличек животных.
По результатам проведенных тестов по русскому языку, мы можем су-дить об уровне знаний учащихся по теме «Имя существительное».
Для проведения проверочной работы мы взяли пособие из серии «Учимся играя», авторами-составителями этой книги являются Анна Владимировна Ундзенкова, Ольга Владимировна Сагирова. Пособие «Проверь себя» адре-совано учащимся 1-4 классов общеобразовательных школ и призвано по-мочь школьникам осуществить самоконтроль за знаниями по русскому язы-ку, математике, чтению. Данное пособие может быть использовано учителя-ми начальных классов для организации контрольных и проверочных работ, а также для проведения тестов.
На первом уроке, по теме «Имя существительное», мы предложили учащимся 3 класса небольшой тест, который состоит из 6 вопросов и по 3 предположительных ответов. Задача учащихся заключается в выборе пра-вильного ответа.
Тесты по теме «Имя существительное» см. приложение №1.
Тесты были обработаны, а полученные результаты мы внесли в таблицу. В таблице мы указали процент качества выполненной работы.
Получены такие результаты:
Вопросы теста. % выполнения.
1. Правильный ответ а) 30%
2. Правильный ответ б) 20%
3. Правильный ответ в) 45%
4. Правильный ответ в) 10%
5. Правильный ответ а) 50%
6. Правильный ответ б) 50%
Результаты проделанной работы в констатирующей части эксперимента позволили сделать вывод:
Несмотря на то, что знания получены во 2 классе, учащиеся плохо раз-бираются в теме «Имя существительное». Самый низкий процент получен на вопрос №4, он составляет 10%. Высокий показатель ответов по 50% на более легкие вопросы №5 и №6.
На основании констатирующего эксперимента наметился конкретный план работы по формированию умений, знаний учащихся по теме «Имя су-ществительное». На протяжении всего изучения темы «Имя существитель-ное» учитель будет использовать дидактические игры и упражнения на уро-ках русского языка, в индивидуальной работе, в работе с классом детей. Каждая дидактическая игра будет соответствовать тематике урока.
3.2. Формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента:
Способствовать эффективному усвоению материала, получению знаний, формированию умений через специально подобранные дидактические игры и игровые упражнения.
Для решения формирующего эксперимента мы обратились к сборнику занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младши-ми школьниками. «Русский с увлечением», авторы-составители А. В. Ундзен-кова, О. В. Сагирова.
Представленный материал можно использовать на уроках русского язы-ка в качестве дополнительных заданий и при закреплении предложенных тем, для коллективной работы в школе и дома. Упражнения по русскому языку направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности и инициативы в обучении, формирование со-знательного интереса к предмету.
Ценность этого сборника в том, что оно может быть рекомендовано учи-телям начальных классов, воспитателям, а также родителям для организации самостоятельных занятий с детьми.
Мы представляем фрагменты уроков с дидактическими играми и упраж-нениями соответствующих теме урока.
Урок 2 (фрагмент).
Тема: Имена существительные, отвечающие на вопрос Кто? и существитель-ные, отвечающие на вопрос Что?
Цель: развивать умения распознавать слова, отвечающие на вопрос Кто? и слова, отвечающие на вопрос Что?; составлять предложения и разбивать их по членам.
I. Проверка домашнего задания.
II. Наблюдение над особенностями имен существительных, отвечающих на вопросы Кто? Что?
Дидактическая игра «Распредели сам» см. приложение №2.
Задача учащихся – распределить предложенные слова на одушев-ленные и неодушевленные имена существительные.
Урок 3 (фрагмент).
Тема: Обучающее изложение.
Цель: развитие умения письменно передавать повествовательный текст; точ-но употреблять слова разных частей речи.
Изложение.
Урок 4 (фрагмент).
Тема: Большая буква в именах собственных.
Цель: углубление знаний о написании с большой буквы названий населенных пунктов, рек, гор, морей.
I. Работа над ошибками, допущенных в изложении.
II. Словарная работа по теме урока.
III. Игровые упражнение «Космонавты». См. приложение №2.
Задача учащихся распределить слова-космонавты в ракеты близкие по значению.
Урок 5 (фрагмент).
Тема: Род имен существительных.
Цель: ознакомление с приемами определения рода имен существительных.
I. Ознакомление с понятием «род имен существительных». Грамматиче-ская сказка. «Как у существительных род появился». См. приложение №2.
1. Работа по учебнику с правилом.
2. Упражнение по определению рода имен существительных. «Собери тетради в портфели». См. приложение №2.
II. Картинный диктант.
III. Распознавание имен существительных в тексте К. Бальмонта, игровое упражнение «В каких окнах зажгутся огни?». См. приложение №2. За-дача учащихся заключается в нахождении имен существительных и выделении их штриховкой.
Урок 6 (фрагмент).
Тема: Род имен существительных в единственном и во множественном числе.
Цель: ознакомление с тем, что для определения рода имени существительно-го, которое стоит во множественном числе, его нужно поставить в един-ственное число.
I. Проверка домашнего задания.
II. Дидактическая игра «Поднимись по лестнице». См. приложение №2.
Задача учащихся, вставить пропущенные непроизносимые согласные, проверяемые безударные гласные, удвоенные согласные.
«А теперь спустись». См приложение №2.
Необходимо данные слова поместить на каждой ступеньке в зависи-мости от рода имени существительного.
III. Ознакомление с определением рода имен существительных во множе-ственном числе.
1. Работа с учебником.
2. Упражнение «Слова-пары». См приложение №2.
Задача учащихся – распределить слова по парам, определяя род и число.
Урок 7 (фрагмент).
Тема: Определение рода имен существительных в косвенных падежах.
Цель: ознакомление с примером распознавания рода существительных в косвенных падежах: существительное надо поставить в начальную фор-му.
I. Выполнение упражнений по учебнику.
II. Дидактическая игра «Собери букеты». См приложение №2.
Задача учащихся – распределить слова близкие по значению и опре-делить их род.
III. Работа в тетрадях.
Упражнение «Закончи сам». См приложение №2.
Необходимо к данным прилагательным придумать имена существи-тельные, ориентируясь на окончание прилагательных, и определить род имен существительных.
Урок 8 (фрагмент).
Тема: Родовые окончания имен существительных.
Цель: ознакомление с окончаниями существительных мужского, женского рода и среднего рода в единственном числе.
I. Проверка домашнего задания.
II. Наблюдение над окончаниями имен существительных.
-Назовите имена существительные мужского рода…
III. Обобщение. Дидактическая игра «Найди жителя». См приложение №2.
Учащиеся подбирают и записывают слова, ориентируясь по роду и окончаниям прилагательных.
Урок 9 (фрагмент).
Тема: Родовые окончания существительных среднего рода. Составление тек-ста по картинке и вопросам.
Цель: развитие умения определять род имен существительных, правильно писать окончания; развитие умения составлять текст, опираясь на его ос-новную мысль и иллюстрацию.
I. Проверка домашнего задания.
II. Запись под диктовку существительных среднего рода с выделением окончаний.
III. Составление текста по картинке из учебника.
IV. Дидактическая игра «Найди слово». См. приложение №2.
К данным словам учащиеся должны подобрать слова, противопо-ложные по значению. Отметить существительные, которые отвечают на вопрос Кто?
Урок 10 (фрагмент).
Тема: Изменение имен существительных по числам.
Цель: развитие умения изменять существительные по числам, различать род; развитие умения передавать в письменной форме содержание иллюстра-ций.
I. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
II. Ознакомление с изменением имен существительных по числам.
1. Поиск ответа на вопрос Почемучки.
2. Работа над сведением учебника.
III. Упражнение в изменении имен существительных по числам. См. при-ложение №2.
Задача учащихся – из имеющихся слов выбрать слова, которые упо-требляются во множественном числе, и распределить их по классам.
Урок 11 (фрагмент).
Тема: Упражнение в изменении имен существительных по числам и опреде-лении рода.
Цель: совершенствование умения определять род имен существительных и изменять имена существительные по числам.
I. Проверка домашнего задания.
II. Игра «Не подведи свой ряд».
III. Запись под диктовку с предварительной подготовкой.
IV. Разбор слов, как частей речи.
V. Составление предложений на заданную тему.
VI. Игра «Лабиринт». См. приложение №2.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что имена существи-тельные изменяются только по числам; по родам имена существительные не изменяются.
Чтобы пройти лабиринт, учащиеся должны данные существительные изменить по числам.
Урок 12 (фрагмент).
Тема: Изменение имен существительных по падежам (общее понятие о скло-нении).
Цель: ознакомление с изменением окончаний имен существительных в зави-симости от связи с другим словом; формирование умения склонять име-на существительные.
I. Написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне.
II. Сообщение цели урока.
Грамматическая сказка «Откуда пошли названия падежей». См. при-ложение №2.
III. Наблюдение над изменением окончаний имен существительных.
Работа по учебнику, изучение правила.
IV. Дидактическая игра «Дворец падежей». См. приложение №2.
Задача учащихся заключается в нахождении падежей по вопросам и в распределении падежей по порядку.
Урок 13 (фрагмент).
Тема: Упражнение в склонении имен существительных и распознавании па-дежей.
Цель: формирование умения склонять имена существительные (с ударными окончаниями) в единственном числе; ознакомление с правилами опреде-ления падежа.
I. Проверка домашнего задания.
II. Веселые рифмы «Падежи» А. Тетивкина. См. приложение №2.
III. Работа с таблицей по учебнику.
IV. Игровое упражнение «Путешествие сундучка». См. приложение №2. В. Левина.
Учащиеся должны слова сундук и индюк расставить по смыслу, так-же указывать падеж существительного, изменяя окончание имен суще-ствительных.
Урок 14 (фрагмент).
Тема: Упражнение в определении падежа, наблюдение над ролью в предло-жении существительных в именительном падеже.
Цель: развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу, ознакомле-ние с особенностями именительного падежа.
I. Проверка домашнего задания.
II. Письмо по памяти.
III. Склонение имен существительных (работа по учебнику).
IV. Списывание примеров из правил.
V. Домашнее задание: подобрать и записать слова корнем дал (ь).
Урок 15 (фрагмент).
Тема: Упражнение в склонении имен существительных и распознавании па-дежей, разборе предложений по членам.
Цель: развитие умения распознавать падеж по вопросу и предлогу, разби-рать предложения по членам.
I. Проверка домашнего задания.
II. Дидактическая игра «Сочини сам». См. приложение №2.
Необходимо составить словосочетания с существительными в нуж-ных падежах, используя предлоги.
Урок 16 (фрагмент).
Тема: Обучающее изложение.
Цель: уточнение представлений учащихся о роли имен существительных, имен прилагательных и глаголов в речи; формирование умения выде-лять части в повествовательном тексте.
Изложение.
Урок 17 (фрагмент).
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости со-гласных, разделительный знак, показатель женского рода имен суще-ствительных после шипящих (грамматическая роль).
I. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
II. Повторение сведений о разделительном мягком знаке и мягком знаке – показателе мягкости согласных. Запись слов под диктовку.
III. Ознакомление с употреблением Ь после шипящих.
1. Подготовка к усвоению правила.
2. Работа по учебнику с правилом.
IV. Списывание со вставкой пропущенных букв.
V. Наблюдение над ролью мягкого знака после шипящих.
Дидактическая игра «Кто куда?». См. приложение №2.
Задача учащихся – разделить слова на группы: мягкий знак после со-гласного и мягкий знак после шипящих.
Урок 18 (фрагмент).
Тема: Упражнение в написании слов с шипящими на конце.
Цель: формирование умения распознавать существительные женского рода с шипящим звуком на конце.
I. Проверка домашнего задания.
II. Подбор подходящих по смыслу слов
Составление предложений со словосочетаниями летучая мышь, рези-новый мяч.
III. Игра «Восстанови». См. приложение №2.
Учащиеся должны вставить пропущенные слова по смыслу. Слова даны ниже текста.
Урок 19 (фрагмент).
Тема: Диктант.
Для учащихся, которые раньше справились с заданиями, учитель пред-лагает «Кроссворд». См. приложение №2.
Разгадав весь кроссворд, учащийся узнает, что было зашифровано и как полученное словосочетание связано со словами, которые вписали в кросс-ворд.
Особый интерес вызвали у детей игры и упражнения «Космонавты», «В каких окнах зажгутся огни?», «Собери букеты», «Лабиринт», «Дворец паде-жей», «Путешествие сундучка».
Были реализованы все задачи, которые ставили в играх и упражнениях.
Интерес у детей вызывался за счет наглядности и мотивации.
В работе были использованы различные дидактические игры, игровые упражнения, кроссворды по теме «Имя существительное».
В завершении нашей экспериментальной работы была проведена контроль-но – проверочная работа.