Наталья Петрушова
Конспект занятия «Зимующие и перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Тема. Птицы
Коррекционно-образовательные цели:
Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизировать знания детей о перелетных, зимующих, кочующих птицах. Закрепить знания детей о птицах, проживающих в Ставропольском крае. Формирование целостного представления об изображенном на картине. Совершенствовать навык ответа полным предложением. Автоматизация поставленных звуков. Совершенствование навыка анализа предложения. Совершенствование навыка слогового анализа.
Публикация «Конспект занятия „Зимующие и перелетные птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, слухового внимания и восприятия, зрительного внимания, мышления, памяти, общей моторики, координации движений, закрепление диафрагмального дыхания.
Воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, уважения, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: аудио запись криков журавлей, П. И. Чайковский «Времена года. Октябрь»; мяч; маски для инсценировки; картина «Отлет птиц»; карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, доска; игрушка птичка.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами. Рассматривание картинок с изображением птиц. Прослушивание записи голосов птиц. Знакомство с творчеством ставропольских поэтов А. Ефимцева и Г. Шевченко.
1. Организационный момент.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор об осени, поговорим о том, что происходит осенью в жизни птиц, рассмотрим картину «Отлет птиц».
2. Предварительная беседа.
Аудио запись криков улетающих журавлей.
Логопед. Что вы услышали? (Крики журавлей.)
-Какими были крики? (Грустными, печальными, пронзительными.)
-Почему? (Журавли улетают в теплые края, прощаются с родиной до самой весны, поэтому им грустно.)
3. Рассматривание картины «Отлет птиц», беседа по ней.
Логопед. Кого вы видите на картине? (Я на картине вижу белых лебедей, маленьких куликов, красивых журавлей.)
Логопед. Как мы их назовем одним словом? (Птицы)
Логопед. Какие это птицы? (Перелетные)
Логопед. Что делаю перелетные птицы на берегу лесного озера? (Они собираются в стаи.)
Логопед. Для чего птицы собираются осенью в стаи? (Они готовятся к отлету в теплые края)
Логопед. Каких птиц вы видите на переднем плане? (На переднем плане я вижу белых лебедей и маленьких куликов.)
Логопед. Какие птицы собрались у самой воды? (У самой воды собрались журавли.)
Логопед. Кого вы видите вдалеке на воде? (Вдалеке на воде плавают утки.)
Логопед. Стаи каких птиц поднялись высоко в осеннее небо? (Высоко в осеннее небо поднялись стаи журавлей и лебедей.)
Логопед. Какая природа окружает птиц? Расскажите о времени года, о небе, о лесе на заднем плане картины, о воде. (На картине изображена поздняя осень. Небо серое, тяжелое. Идет дождь. Лес на заднем плане картины черный, мрачный, потому что листья облетели с деревьев и деревья стоят голые. Вода в озере серая и холодная. Дует ветер.
4. Чтение стихотворения А. Ефимцева «Пожелтела длинная трава».
Логопед. Послушайте стихотворение нашего земляка А. Ефимцева «Пожелтела длинная трава», которое прочтет (ребенок).
Ребенок.
Пожелтела длинная трава,
Замелькала пятнами листва.
Понеслась листва, помчалась вскачь
На болотный журавлиный плач.
И под клич прощальных журавлей
Все металось у болотных пней.
Все кружило в сполохах дождя,
Места на земле не находя.
Проводила в небо синих птиц
И упала чуть живая ниц.
5. Игра с мячом.
Логопед. Вспомните скороговорки о птицах. (У высокого куста Света видит аиста. Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне. Цыпленок и курица пьют водицу на улице.)
Логопед. В какой скороговорке упоминается перелетная птица? (У высокого куста Света видит аиста.)
Логопед. Мы будем произносить скороговорку по одному слову и передавать мяч. На ком остановится, тот должен ответить на вопрос.
Вопросы: - назови кочующую птицу;
- назови перелетную птицу;
- назови оседлую птицу.
6. Зрительная гимнастика «Птица»
Логопед. Мы долго с вами наблюдали за клином улетающих журавлей. Наши глазки устали. Давайте, сделаем гимнастику для глаз.
«Нарисуйте» круг умело.
Птичка близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас птенец.
Улыбнись ему, ты -молодец.
7. Сценка «Как лебедь остался один»
Логопед. Наши ребята подготовили для вас сценку
Наступила осень. В выходной день девочка пошла на прогулку в сад. Под ногами шуршала опавшая листва.
Вдруг девочка увидела на зеркальной глади пруда прекрасного белого лебедя. Он медленно плавал, печально опустив голову. Девочка вспомнила, что летом здесь видела двух лебедей с целым вывод лебедят. «Что же случилось? — подумала девочка. — Почему лебедь остался один?»
— Да, все лебеди улетели, — услышал она хриплый голос над головой. На ветке клена сидели вороны и беседовали.
— А почему остался этот красавец? — спросила ворона, которая была поменьше.
— Злые люди хотели поймать лебедят, он защищал их и сломал крыло. А лебедята выросли и улетели на юг. Теперь лебедь будет зимовать в саду и ждать возвращения других лебедей, — ответила старая ворона.
Девочке стало грустно. Начинался нудный осенний дождь. Девочка раскрыла зонт и пошла домой. У ворот обернулась и посмотрела на лебедя. Она подумала, что….
8. Беседа
Логопед. О чем подумала девочка? (Девочка подумала, что будет приходить зимой в сад и кормить лебедя.)
Логопед. Что мы можем сделать, чтобы птицам, оставшимся на зиму, было легче перенести трудности зимовки?
9. Чтение стихотворения ставропольской поэтессы Галины Шевченко «Рукавички для синички»
Логопед. Послушайте стихотворение ставропольской поэтессы Галины Шевченко «Рукавички для синички», в котором говорится о хорошем поступке мальчика.
Ребенок. Подарил Кирилл синичке
Меховые рукавички,
Положил на видном месте
Обе, новенькие, вместе.
-Пусть погреет птичка лапки,
Мне тепло в пальто и шапке.
10. Сведения из энциклопедии.
Логопед. В Ставропольском крае живет 324 вида птиц. Половина (173 вида) из них остается на зимовку. Большое количество птиц мигрирует через территорию Ставропольского края. Миграция птиц -это перемещение птиц с одной территории на другую, связанная с сезонными температурными изменениями.
11. Игра «Авария» с мячом
Это было в воскресенье
В зимний день на день рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились. Так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать….РОБЕЙВО, ИСТА, ТЕЛДЯ, ЦАСИНИ….
Ответивший ребенок, выставляет на доску картинку с птичкой
12. Д/и «Кто где?»
Логопед. Кто из этих птиц не мог присутствовать на дне рождения? Почему? (перелетная птица). К нам в гости прилетели птицы, проживающие в нашей местности.
-Кто сидит справа от вороны?
-Кто сидит после воробья?
-Кто сидит под совой?
-Кто сидит между синицей и голубем?
13. Итог
Логопед. В заключении предлагаю дать нам обещание, что мы будем беречь нашу природу, заботиться о братьях наших меньших, дома с папами вы сделаете кормушки и каждый день будете насыпать туда корм. Обещаете?
Дети. Обещаем