Дробышевская Светлана
Зимний стадион: современный подход к физическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье наших воспитанников, их физическом развитии, снижении заболеваемости для педагогов дошкольного образовательного учреждения является важной и приоритетной. Немало интересных идей можно почерпнуть в практическом пособии В. М. Кузнецовой «Зимний тренажер здоровья».
Чтобы занятия физической культурой на улице были еще интереснее, вызывали у детей положительный эмоциональный настрой, можно построить и изготовить разнообразное оборудование из снега и льда. Сделать из них прямоугольные валы-дорожки для ходьбы, бега, спрыгивания, упражнений на сохранение равновесия; выкопав в сугробе углубление, получили «колодец» для метания снежных комков; залив дорожку водой — «дорожку-скользинку» для скольжения на ногах; замороженную в ведрах разноцветную воду используем в качестве ориентиров во время метания, бега «змейкой», построений.
Публикация «Зимний стадион: современный подход к физическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Разнообразие построек из снега, которые без особых усилий и материальных затрат превратят занятия физической культурой и зимнюю прогулку в увлекательное, полезное, развивающее времяпровождение. На площадке для проведения занятий в зимний период возможно организовать мини-стадионы : «Ледяной стадион», «Зимняя тропа здоровья», «Цветной стадион», «Холодный стадион».
Использование зимнего стадиона решает следующие задачи:
• Укрепление дыхательной системы детей, формирование осознанных навыков регуляции дыхания, укрепление опорно-двигательного аппарата.
• Профилактика простудных заболеваний.
• Развитие двигательных способностей — выносливости, координации, силы.
• Формирование потребности детей в движениях на улице в зимний период.
В центре площадки из утрамбованного снега делаем кольцо диаметром внутри 2 м, шириной 40—50 см, высотой 10—15 см. На расстоянии 1,5—2 м от кольца (по периметру) с противоположных сторон заливаем водой прямые одинарные и двойные дорожки длиной 3—4 м. С других сторон выставляем разноцветные ледяные «буи» (чтобы их получить, заморозили разноцветную воду в ведрах, после этого перевернули ведра и вынули получившиеся буи). Устанавливаем их на расстоянии 40 см друг от друга.
Упражнения на кольце:
ходьба, бег по кругу;
ходьба приставным шагом вправо и влево;
ходьба с перешагиванием снежных комочков;
стоять на кольце с закрытыми глазами на одной ноге, затем на другой;
ходьба скользящим шагом;
бег медленный, на сигнал «остановка» — бег в другую сторону;
выполнение ОРУ; ОРУ, взявшись за руки в кругу;
упражнения на равновесие: «Снежная карусель», «Летает — не летает» и др. ;
упражнения в метании: «Меткие стрелки», «Точно в цель», «Попади в круг», «Снайперы» и др. ;
игра «Кружок» (по типу народных игр «Чурбан», «Веселые зайки», «Быстро по местам», «Пингвины», «Перебежки»,
Упражнения на ледяных дорожках:
скольжение по одинарной дорожке;
скольжение, отталкиваясь одной ногой, с разными положениями рук;
скольжение по дорожке с различными заданиями: в полуприседе, в полном приседе, боком, спиной вперед;
упражнения «Вертушка» (вращение вокруг себя, «Ванька-встанька» (вставать и приседать, «Вьюга» (кружение вправо и влево, «Ласточка»;
игровые упражнения «Проскользни — не упади!», «По дорожке».
Упражнения с использованием буев:
буи - ориентиры при перестроениях;
ходьба с перешагиванием буев;
ходьба и бег «змейкой» между буями;
прыжки через буи с широко расставленными ногами;
игры «Кто быстрее до буя?», «Карусель», «Меткие стрелки», «Ловкие ре-бята», «Найди свой буй», «Перепрыгни — не задень», «Не попадись».
«Зимняя тропа здоровья»
Все сооружения расположили по периметру площадки.
На одной стороне стадиона длинному снежному валу придали форму крокодила и залили его зеленой водой. Упражнения на «крокодиле» дети выполняют самые разные: на сохранение равновесия; различные виды ходьбы, бега: боком, приставным шагом, с высоким подниманием колен; прыжки; ползание на четвереньках.
Педагоги не забывают о технике безопасности: совместно с детьми посыпают вал свежим снегом или слоем песка, чтобы не было скользко.
На другой стороне площадки построили параллельно друг другу 5 валов, длиной 60—70 см, шириной 10 см, высотой 25—30 см. Упражнения с использованием пяти маленьких валов: перешагивания, прыжки, ходьба и бег «змейкой» и др.
На третьей стороне разместили разноцветные ледяные буи для ходьбы и бега «змейкой».
«Цветной стадион»
Дети также принимают участие в его строительстве, проявляя творчество: сами придумали дорожки различной конфигурации и разметили их цветной водой по периметру площадки. На углах построили снежные (ледяные) колодцы высотой 15 см для метания в цель цветных льдинок или комочков различными способами. Цветные льдинки выполняются аналогично буям. На свободной стороне площадки сделали ледяную горку.
Игровые упражнения: по цветным линиям-дорожкам дети ходят, бегают, прыгают друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожке нужно, точно наступая на линию, не мешать друг другу и не наталкиваться на бегущего впереди. Игру можно проводить с любым количеством детей, можно провести упражнения как соревнование. Нарисовать несколько одинаковых по форме линий, а в конце каждой поставить цветные буи. Тот из играющих, кто первым выполнит задание (добежит - докатит шайбу клюшкой и т. д.) до буйка, является победителем.
«Холодный стадион»
Делаем дорожку из ледяных дисков. Такие диски просто изготовить: тазики с плоским дном заполняем мокрым снегом на высоту 5—7 см и утрамбовываем. После замерзания достаем их и проверяем на прочность. Теперь приступаем к выполнению упражнений:
поставить ногу (левую, правую) на диск, убрать;
встать на диск, постоять, сойти (влево, вправо, вперед, назад);
стоять с закрытыми глазами;
встать на диск, выполнить упражнение «аист»;
стоя на диске, двумя ногами выполнить упражнение «пружинка»;
повороты мелкими шагами вокруг себя;
ходьба и бег вокруг диска, на сигнал встать на него обеими ногами;
ходьба на диске, высоко поднимая ноги;
бег вокруг диска;
бег на месте на диске;
ходьба «змейкой» между дисками;
подвижные игры «Не оставайся на снегу», «Вороны», «Совушка», «С льдины на льдину».
Особенности физкультурных занятий на зимнем стадионе
1. Занятия являются строго регламентированными по времени. При их проведении учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
2. В структуре занятия наряду с двигательными упражнениями включаются дыхательные упражнения, психогимнастические этюды.
3. Занятия проводятся при высокой двигательной активности, которая до-стигается благодаря включению 3—5 видов основных движений, использованию фронтального, группового методов организации, круговой тренировки, подбору игр, эстафет.
4. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой активности (бег прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, ползание, метание, упражнения в равновесии,
5. Занятия проводятся систематически в каждой возрастной группе 1 раз в неделю с декабря по апрель включительно. Содержание их строится на программном материале с учетом особенностей детей каждого возрастного периода, их здоровья, физической подготовленности.
6. Продолжительность занятия соответствует программным требованиям: средняя группа — 20 минут, старшая группа — 25 минут, подготовительная группа — 30 минут.
7. Физкультурные занятия проводятся в легкой и не стесняющей движений одежде.
8. Отменяются занятия при температуре -20 градусов и при безветрии.
-15 градусов и умеренном ветре, -10 градусов и сильном ветре.
Периодичность и формы проведения занятий на зимнем стадионе
• Первая неделя месяца — обучающее занятие.
• Вторая неделя — занятие в форме подвижных игр и игровых упражнений.
• Третья неделя - тренирующее занятие (сюжетное, тематическое и т. д.).
• Четвертая неделя — обобщающее тематическое занятие.
Формы проведения занятий на зимнем стадионе разнообразны. Они планируются исходя из возраста детей, поставленных задач, условий проведения:
1. Обучающее занятие (с традиционной структурой).
2. Учебно-тренирующее (сюжетное, в котором любые физические упражнения знакомы детям, органично сочетаются с сюжетом занятия).
3. Игровое занятие состоит из подвижных игр. Во вводной части в качестве разминки проводится игра средней подвижности. В основной части — 2—4 игры с разными видами движений (последняя игра — большой подвижности). Малоподвижная игра в заключительной части восстановит пульс и дыхание.
4. Обобщающее занятие (контрольноучетное).
Структура физкультурных занятий на улице с использованием зимнего стадиона традиционна и состоит из вводной, основной и заключительной частей.
Непременным условием эффективности оздоровительной работы является тесное сотрудничество педагогов с семьями воспитанников.