Валентина Ступина
НОД по экологическому воспитанию «Путешествие Ванечки и Манечки в зимний лес» для разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад №16 «Солнышко»
Тутаевский муниципальный район Ярославской области.
Конспект
образовательного мероприятия по экологическому воспитанию с детьми разновозрастной группы
на тему: «Путешествие Ванечки и Манечки в зимний лес».
Подготовила и провела
Ступина
Валентина Анатольевна
воспитатель 1 квалификационной категории
2020 г.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, защита природы. Конспекты
- Темочки
Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие».
Цель: Воспитание у детей интереса к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей об охране природы и правилам поведения в природе;
- Формировать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
- Закреплять знания о сенсорных эталонах формы и цвета;
- Учить конструировать объект по образцу;
- Активизировать речь детей, формировать потребность называть своих друзей ласковым именем;
- Упражнять детей в умении выполнять движения в соответствии с текстом.
Развивающие:
- Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за экологическую безопасность
- развивать психические процессы посредством игрового взаимодействия;
- развивать зрительно - моторную координацию.
Воспитательные :
- Воспитание активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, стремление к взаимопомощи, взаимовыручке, умение действовать, как слаженная команда;
- воспитывать отзывчивое отношение к окружающим, желание помочь сказочным героям.
Предварительная работа:
- Систематическое использование игр В. В. Воскобовича с 2012 года;
- Конструирование и украшение елочек на развивающей среде «Фиолетовый лес» с помощью игр В. В. Воскобовича.
- Изготовление елочек из различных материалов, игрушек для новогодней ёлки в детском саду;
- Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о елочке, празднике Новый год.
Оборудование:
Ноутбук, колонки, елочки изготовленные воспитателем их бросового материала. Развивающие игры В. В. Воскобовича:
- Конструктор геометрический «Малыш Гео»;
- комплект «Знаковые конструкторы» «Волшебная восьмерка Ларчик»;
- «набор букв и знаков Ларчик»;
- игровое пособие «Лепестки» (эталоны цвета);
- игра «Черепашки ларчик»;
- эталонный конструктор «Фонарики»;
- разноцветные веревочки (игровой комплекс «Коврограф Ларчик»);
- разноцветные кружки 1 (комплект «Коврограф Ларчик и МиниЛарчик);
- кораблик Плюх-плюх.
Организационно-мотивационный этап:
Дети входят в группу.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как красиво украшена групповая комната и развивающая среда «Фиолетовый лес».
Вос-ль: Дети, почему мы так украсили нашу группу?
Дети: (скоро Новый год)
Вос-ль: Приближается праздник Новый год. Дети пишут письма Деду Морозу, изготавливают украшения для дома, игрушки для ёлки, готовят подарки для родных и друзей.
Дети, как вы думаете, без чего не бывает Новогоднего праздника?
Дети: (Елочка, Дед Мороз, Снегурочка)
Вос-ль: Обязательный атрибут праздника – елочка. Послушайте стихотворение о настроении лесной красавицы.
Елка новогодняя в комнате стоит
И, блестя игрушками, с нами говорит.
Вспоминает елочка с грустью зимний лес,
Полный звонких песенок, сказок и чудес.
Елка новогодняя, не грусти ты зря, -
Мы твои веселые, верные друзья.
Елочку - красавицу срубили, украсили игрушками и мишурой. Она подарила нам праздничное настроение, свой чудесный, лечебный запах. Дед Мороз оставляет нам под елочкой подарки. Заканчиваются новогодние праздники, елочка засыхает, и ее выбрасывают на свалку, сжигают, засоряют природу.
Дети, как вы думаете, будет ли наше настроение не праздничным, если мы заменим настоящую елку, установим искусственную, или сделанную своими руками?
Дети: (Мы хотим спасти елочки).
Основной этап:
Вос-ль: Дети, я предлагаю вам послушать сказку о том, как Ванечка и Манечка путешествовали в зимний лес.
Вос-ль: Перед тем как я расскажу вам эту сказку, я хочу, что бы вы вспомнили нашу экскурсию к хвойным деревьям. Помните, как вкусно пахли ёлочки и сосенки!
Дети: (Да)
Вос-ль: Давайте сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель предлагает детям вдохнуть хвойный запах. Для этого надо положить правую руку на грудь, и сделать короткий вдох носом, а выдохнуть ртом. Затем длинный вдох - выдохнуть ртом.
Вос-ль: Усаживайтесь где вам удобнее и слушайте.
Путешествие Ванечки и Манечки в зимний лес.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были муж с женой и были у них сыночек Ванечка и доченька Манечка. Приближался праздник Новый год. Родители ушли на работу, а дети решили сходить в лес за елкой.
По извилистой тропинке прошагали они через поле и оказались на опушке леса. Они перепрыгнули Голубой ручей, и попали в волшебный лес, он высокий до небес. Вместе по лесу идут, не спешат, не отстают, елки выбирают и рассуждают: «Эта елка хороша, срубим её мы не спеша». Только Ванечка замахнулся топором, из-за ёлки выскочил зайчик. «Эту ёлку не губи, эту елку береги. Ветки очень на ней густы, в них я спрячусь от лисы».
Пожалела Манечка зайчика и елочку. «Не руби Ванечка елку, пойдем дальше искать». Ванечка с Манечкой идут, не спешат, не отстают, елку выбирают. «Вот елочка красавица, мне она очень нравиться» сказала Манечка. Замахнулся Ванечка топориком, но не успел срубить, из-за елки выскочил волк. «Эту ёлку не губи, эту елку береги. Эту ёлку я люблю, я давно под ней живу». Пожалел Ванечка елочку и волчка, и пошли он с Манечкой дальше. Вместе по лесу идут, не спешат, не отстают, елку выбирают. Стоит елка не простая, а пушистая, густая. «Эта елка хороша, срублю-ка её я». Так подумал наш Ванюша и топориком замахнулся. Из-за елочки красивой выходит к ним лисица. «Эту елку не руби, эту елку береги. Она красивая, как я. Украшает лес она». «Будь, по-твоему, лисица, мы не будем торопиться. Другую елочку найдем, и домой её унесем». Ванечка с Манечкой идут, не спешат, не отстают, елку выбирают. Вот увидели елочку детишки, у нее на ветках шишки. Только Ванечка решим топориком ударить, Мишка косолапый к нему выходит и говорит. «Эту ёлку не губи, эту елку береги. Много веток у нее, под нею дышится легко». «Хорошо, Михайло Иванович, не трону я твою елку» сказал Ванечка и пошли дети дальше. Вместе по лесу идут, не спешат, не отстают, елку выбирают. «Вот высокая елочка стоит, и грибок на ней висит» сказала Маняша. Только Ваня замахнулся, голос белочки раздался. ««Эту ёлку не губи, эту елку береги. Я давно на ней живу, грибы на зиму сушу. Орешки в дупло собираю, Своих бельчат угощаю». «Прости нас, белочка», попросила девочка и с братиком вдвоем пошагали дальше. Вместе по лесу идут, не спешат, не отстают, елку выбирают. «Какая маленькая, пушистенькая елочка, вот бы нам её срубить» сказала Манечька. Только Ваня наклонился, выбежала к нему мышка. «Эту ёлку не губи, эту елку береги. Среди корней моя нора. От хищников и холода спасает она меня». Пожалели дети елочку и мышку. «Будь, по-твоему, мышка, не трону я твою елочку» сказал Ванечка. «Где же взять нам елочку, колкую иголочку? Кто подскажет нам Маняша? Как Новый год без елки нам встречать»? Тут услышали они шепот синий, удивились очень и прошептали тихо: «что такое происходит, кто в лесу зимнем бродит?» Вдруг кругом все изменилось, и Фиолетовый лес появился. Вышли к Манечке с Ванечкой гномы Радужные, и спросили у детей, чем им помочь?
«Мы пришли в лес за елкой красивой, Новый год с ней хотели встречать. Но все елки, которые мы выбирали, были заняты лесными зверями. Что нам делать, где нам елочку взять»? Решили гномы порадовать детей и спасти живые елочки, зверям на радость и людям на здоровье. Что бы планета могла свободно дышать, и бесконечно жить продолжать. Подарили Манечке с Ванечкой развивающие игры и красавицу елочку, которую надо наряжать. Были рады наши дети, есть хорошие гномы на свете! Отправились домой они поскорей, чтобы на елочку повесить много огней. Развесить игрушки, гирлянды, шары и разноцветной раскидать мишуры.
Тут и сказке конец, а кто поможет украсить елочку, молодец!
Вос-ль: Дети, вам понравилась сказка?
Дети: (высказывают свое мнение)
Вос-ль: Вы хотите помочь Ванечке и Манечке украсить елочку?
Дети: (Мы поможем украсить елочку).
Вос-ль: Я предлагаю украсить и елочки, в Фиолетовом лесу используя развивающие игры В. В. Воскобовича, что бы у них тоже было новогоднее настроение.
А сейчас я приглашаю вас повеселиться, поразмяться, потанцевать под песенку «Елочки пенечки»
Вос-ль: Дети, вам нравиться танцевать под эту песенку?
Дети: (Да).
Вос-ль: Поразмяли ножки, ладошки, помогите Ванечке и Манечке собрать и украсить ёлочки.
Дети собирают елочки на столах и на развивающей среде «Фиолетовый лес».
Вос-ль: Молодцы дети, красивые у вас получились елочки. Они создают новогоднее настроение и у нас и у Ванечки с Манечкой. Дети благодарят вас за то, что вы научили их собирать елочки из развивающих игр В. В. Воскобовича. А Радужные гномы оставили вам пакет с конфетами, за то, что вы в «Фиолетовом лесу» создали праздничное новогоднее настроение.
Рефлексивно-оценочный этап:
Вос-ль: Дети, вам понравилось собирать и украшать искусственные ёлочки?
Дети: (Понравилось).
Вос-ль: Можно ли не срубая живую ёлочку встречать Новый год?
Дети: (Да, можно).
Вос-ль: Будете просить родителей установить вам живую елку или поставите искусственную?
Дети: (Не будем рубить елочки, пусть они живут, нас радуют и лесных обитателей).
Вос-ль: Предлагаю вам порадовать елочки и Ванюшу и Маняшей, прочитать им новогодние стихи.
Дети читают стихи
Молодцы, дети. Вот и пакет с конфетами от Радужных гномов, угощайтесь.
В совместной образовательной деятельности дети украсили еще несколько елочек. Малыши украсили ковролиновую елочку флажками от кораблика «Плюх – плюх». Дети постарше приклеили на картонную елочку игрушки в виде геометрических фигур из остатков строительного светоотражающего материала. Нарядили елочки шариками из салфеток, создали пластинографию «Новогодняя елочка», работали с мягким пластилином – «Новогодний денек», создали аппликацию «Вот моя деревня», цветного картона, украсили елочки своими новогодними варежками, изготовленными из цветной бумаги и трафаретов снежинок и символами 2021 года - белыми бычками. Изготовили новогоднюю книжку раскладушку «Новый год встречаем, гостей созываем». В экспериментальной деятельности мы создали игрушки из воды и гуаши, заморозили их и украсили картонную елочку на участке детского сада.
Дома дети нарисовали рисунки «Елочка живи».
В результате проделанной работы дети сделали вывод, что можно замечательно встречать Новый год с искусственными елочками, а живые ели пусть растут, приносят всем пользу и людям и зверям и всей планете «Земля».
Приложение.
Подготовленная развивающая среда.
Радужные гномы подарили красивую ёлочку.
Малыши украсили елочки флажками и кружками и елочными шишками.
Дети постарше собирают и украшают различные ёлочки.
Вот так мы украсили наш Фиолетовый лес.
Ёлоки, созданные в свободной образовательной деятельности.
Новогодняя ёлочка на стене детского сада, украшенная гирляндами, созданными из воды и гуаши.
Разные способы украшения Фиолетового леса.
Елочка, украшенная игрушками, изготовленными из остатков светоотражающего материала. Изготовили символ 2021 года - бычка. Использовали природный материал - пшеничную, ячневую крупу, манку и пластилин. Детские работы «Ёлочка живи!
Новогодняя книжка раскладушка «Новый год встречаем, гостей созываем».
Использованная литература.
1. Энциклопедия для любознательных «Потомучка»
2. Сайт «Planetadetstva.net/
3. Сайт «Маам».
4. Харько Т. Б., Воскобович В. В. Методическое пособие «Коврограф Ларчик»
СПб. ,2007