Альбина Аджигельдиева
Конспект ООД по ФЭМП «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«МАДОУ комбинированного вида
Детский сад №8 Динского района»
Образовательная область: познавательное развитие.
Конспект Организованной Образовательной Деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №8
ТЕМА: «ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Воспитатель: Аджигельдиева Альбина Султанбековна.
2017 г.
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по математике, ФЭМП
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
«Зима. Зимующие птицы»
Образовательные задачи. Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?». Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Закрепление навыка отсчитывания заданного количества предметов из большего количества. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Ознакомление с количественной моделью натурального ряда чисел. Закрепление знаний о нуле. Совершенствование навыка определения объема с помощью условной мерки, умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры, выполнять сооружения по данной схеме, представлений о времени. Актуализация наречий вчера, сегодня, завтра.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, тонкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Коврограф, два ведерка разных цветов, с семенами подсолнечника и тыквы, кукольные чашки двух цветов, контейнеры с белым пластилиновыми шарами трех размеров по числу детей, схема сооружения крепости, плоскостные сооружения десяти снеговиков, рабочие тетради по числу детей и цветные карандаши, картинки для игры «Расставь по порядку».
Предварительная работа. Ознакомление с количественной моделью натурального ряда чисел в игровой и совместной деятельности. Разучивание упражнения «Снеговик».
Ход занятия.
1. Организационный момент. Упражнение «У кормушки».
Создание положительного эмоционального фона занятия. Формирование навыка отсчитанного заданного количества предметов из большего количества.
(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к себе. Он держит в руках два ведерка. В одном из них крупные семечки подсолнуха, в другом –семена тыквы.)
Педагог:
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждет в кормушке.
Наступила зима - трудное время для птиц. Вчера мы с вами повесили на участке кормушку для птиц. Давайте приготовим угощение, которое насыплем сегодня в кормушку. Сначала каждый из вас отсчитает из синего ведерка десять семечек подсолнечника.
(Дети выполняют задание. Педагог проверяет правильность его выполнения.)
Педагог. Теперь каждый из вас отсчитает из зеленого ведерка пять семян тыквы.
(Дети выполняют задание. Педагог проверяет правильность его выполнения.)
Педагог. Молодцы! Садитесь за столы. Разложите семена парами перед собой.
2. Упражнение «Считаем и рассуждаем». Закрепление навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?». Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действий.
(Дети раскладывают семена парами перед собой.)
Педагог: Каких семян больше?
Дети: Семян подсолнечника больше, чем семян тыквы.
Педагог: На сколько больше семян подсолнечника, чем семян тыквы?
Дети: Семян подсолнечника на пять больше, чем семян тыквы.
Педагог: На сколько меньше семян тыквы, чем семян подсолнечника?
Дети: Семян тыквы на пять меньше, чем семян подсолнечника.
Педагог: Как сделать так, чтобы семян подсолнечника и тыквы стало поровну?
Дети: Нужно добавить пять семян тыквы.
(Педагог подходит к каждому ребенку, чтобы он взял из зеленого ведерка необходимое количество семян тыквы.)
Педагог: Что теперь можно сказать о количестве семян тыквы и подсолнечника?
Дети: Их стало поровну, одинаковое количество.
Педагог: По сколько их? Сосчитайте.
(Дети пересчитывают семена.)
Дети: Семян подсолнечника и тыквы стало по десять.
(Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает вернуть в ведерко пять семян тыквы.)
Педагог: Как можно по –другому уравнять количество семян тыквы и подсолнечника?
Дети: Можно убрать пять семян подсолнечника.
(Дети складывают по пять семян подсолнечника в синее ведерко).
Педагог: Что можно сказать о количестве семян подсолнечника и тыквы?
Дети: Их стало поровну, одинаковое количество.
Педагог: По сколько их? Сосчитайте.
(Дети пересчитывают семена.)
Дети: Семян подсолнечника и тыквы по пять.
Педагог: Молодцы! Вы очень хорошо считаете и рассуждаете. Сложите семена в пакетики, приготовленные на столах. Мы возьмем их с собой на прогулку.
3. Упражнение «Разноцветные ведерки» Совершенствование навыка определения объема с помощью условной мерки. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Закрепление знаний о нуле.
(Педагог привлекает внимание детей к ведеркам, которые держит в руках.)
Педагог: У меня в ведерках еще остались семена. Можете ли вы сразу сказать, в каком из ведерок семян больше?
(Дети пробуют определить на глаз, в каком ведерке больше семян.)
Дети: Нет не можем.
Педагог: Давайте сравним, одинаковые или разные ведерки по весу. Что для этого нужно сделать?
(Педагог предлагает каждому из детей сравнить вес ведерок на глаз. Дети высказывают свои предположения о том, какое из ведерок тяжелее, а какое легче.)
Педагог: И все-таки давайте проверим, действительно ли синее ведерко легче, а зеленое тяжелее. Правда ли, что в синем ведерке меньше семян, чем в зеленом? Как же это сделать? Вспомните, как мы определили, хватит ли чая гостям Мальвины и Буратино.
Дети: Нужно разложить семена по одинаковым чашкам или стаканчикам.
(Педагог достает поднос с одинаковыми по размеру, но разными по цветам кукольным чашкам. Дети раскладывают семена из ведерок по чашкам. Педагог предлагает семена из синего ведерка раскладывать в синие чашки, а семена из зеленого ведерка раскладывать в зеленые чашки. Дети расставляют чашки парами и делают вывод.)
Дети. В синем ведерке было меньше семян, потому что мы рассыпали их в четыре чашки. В зеленом ведерке было больше семян, потому что мы рассыпали их в семь чашек.
Педагог. На сколько семь больше четырех?
Дети: Семь больше четырех на три.
Педагог. На сколько четыре меньше семи?
Дети: Четыре меньше семи на три.
Педагог: Верно. Оставим эти семена для того, чтобы каждый день подсыпать их в кормушку.
(Педагог ссыпает семена обратно в ведерки.)
Педагог: Сколько семян осталось у вас в чашках?
Дети: В чашках не осталось ни одного семечка.
Педагог: Каким числом мы можем это обозначить?
Дети: Это можно обозначить цифрой «ноль».
(Педагог помещает карточку с числом «ноль» на коврограф, а потом убирает ее.)
4. Игра «Снежная крепость» Совершенствование умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры, выполнять сооружения по данной схеме.
(Педагог ставит перед каждым ребенком контейнер с пластилиновыми шариками.)
Педагог:
Мы снежную крепость построим с тобой,
Потом закипит в ней отчаянный бой.
Я первым ворвусь в эту крепость на танке,
А ты закричишь: «Отдавай мои санки!»
В. Нищев
Давайте и мы построим снежную крепость. Какие фигуры для этого у нас есть?
Дети: У нас есть шары.
Педагог: Какие они по размеру?
Дети: Они большие, средние и маленькие.
(Педагог помещает на коврограф схему сооружения крепости (рис. 41).)
Педагог: Попробуйте построить крепость по этой схеме.
(Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу. Дети протирают руки влажными салфетками.)
Педагог: Сколько больших шаров использовал каждый из вас? Сосчитайте.
Дети: Всего четыре больших шара.
Педагог: Сколько шаров среднего размера? Сосчитайте.
Дети: Всего шесть шаров среднего размера.
Педагог: Сколько маленьких шаров? Сосчитайте.
Дети: Всего пять маленьких шаров.
Педагог: Каких шаров больше всего у каждого из вас?
Дети: Больше всего шаров среднего размера.
Педагог: Каких шаров меньше всего?
Дети: Меньше всего больших шаров.
Педагог: Молодцы. Отлично!
5. Упражнение «Снеговик». Развитие координации речи с движением, общих речевых навыков.
(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает сделать уже знакомое упражнение).
Давай, дружок, смелей в кружок, Дети идут по кругу, изображая, что катят перед
Кати по снегу свой снежок. собой снежный ком
Он превратиться в толстый ком, «Рисуют» обеими руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,
дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка - Медленно приседают.
Увы! – и нет снеговика! Разводят руками, пожимают плечами.
В. Егоров
6. Игра «Веселые снеговики» Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия. Совершенствование навыка порядкового счета.
(Педагог предлагает детям сесть на ковер и помещает на коврограф перед ними плоскостные изображения снеговиков.)
Педагог: Вот каких замечательных снеговиков вы слепили. Сосчитайте их по порядку.
Дети: Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.
Педагог: Все ли снеговики одинаковые?
Дети: Нет, не все.
Педагог: Который по счету снеговик отличается от всех остальных снеговиков?
Дети: Третий снеговик отличается от всех остальных снеговиков.
Педагог: Чем же он отличается?
Дети: Все снеговики держат метлу в правой руке, а третий снеговик держит метлу в левой руке.
(Педагог убирает плоскостные изображения снеговиков)
7. Работа в тетради. Упражнение «Снежная лесенка» Ознакомление с количественной моделью натурального ряда чисел.
(Педагог приглашает детей за столы, на которых лежат тетради и карандаши.)
Педагог: Сегодня вы строили снежную крепость по схеме. Дети на картинке тоже заняты постройкой крепости. Помогите им. Дорисуйте стену крепости. В каждом следующем ряду должно быть на один комок меньше, чем в предыдущем.
(Дети выполняют задание)
Педагог: Сколько снежных комков в самом нижнем ряду? Сосчитайте.
Дети: В нижнем ряду десять комков.
Педагог: Сколько комков в следующем ряду? Сосчитайте.
Дети: В следующем ряду девять комков.
Педагог: На сколько больше комков в нижнем ряду, чем в следующем?
Дети: В нижнем ряду на один комок больше, чем в следующем ряду.
(Таким образом педагог и дети сравнивают каждый последующий ряд с предыдущим по количеству комков).
Педагог: Теперь назовите количество комков в каждом ряду, начиная с верхнего.
Дети: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
Педагог: На сколько комков больше в каждом последующем ряду. Если считать сверху?
Дети: В каждом последующем ряду на один комок больше.
Педагог: На сколько один меньше, чем два?
Дети: Один меньше двух на одного.
Педагог: На сколько два больше одного?
Дети: Два больше одного на один.
(Таким образом педагог и дети сравнивают парами все числа натурального ряда.)
Педагог: Мы можем сделать вывод, что каждое последующее число мы получаем, прибавив к предыдущему числу единицу. Закройте тетради.
(Педагог убирает тетради и карандаши).
8. Игра «Расставь все по порядку» Формирование представлений о времени. Актуализация наречий вчера, сегодня, завтра.
(Педагог помещает на коврограф три картинки в произвольном порядке. (цветную вкладку).)
Педагог:
Вчера на улице мело,
Сегодня тихо и тепло,
И как весною, с крыш капель,
Как будто начался апрель.
А завтра, по прогнозу,
Усилятся морозы,
Покрое иней лес и сад,
На солнце ветки заблестят,
Подернет снежной коркой луг,
Все станет сказочным вокруг.
Что говорится в стихотворении о погоде вчера?
Дети: В стихотворении говорится, что вчера на улице была метель.
Педагог: А какая погода по прогнозу будет завтра?
Дети: Завтра по прогнозу будет мороз, иней покроет кусты и деревья, снег покроется коркой. Все заблестит на солнце.
Педагог: Расставьте картинки по порядку, начиная с той картинки, на которой нарисована погода вчера.
(Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает картинки)
9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
(По предложению педагога дети рассказывают, что нового они узнали на занятии, какие игры и упражнения им было интересно делать. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.)