Елена Догаева
Журнал для родителей «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Выпуск посвящен подготовке детей к школе
ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ:
«Психологическая готовность к школе.
Что это такое?»
Психологический практикум
«Каков Ваш ребенок сегодня»
«Зарядка для ума»
дидактические игры
Выпуск подготовила:
Догаева Е. В.
Педагог - психолог
Психологическая готовность к школе.
Что это такое?
Родители часто интересует вопрос о том, что такое «готовность к школе». Попробуем разобраться, что же должен уметь ребенок, подготовленный к школе?
Публикация «Журнал для родителей „Скоро в школу“» размещена в разделах
Прежде всего необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция «школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Другой ваш вопрос — а могут ли родители сами подготовить своего ребенка к школе? Попробуем прежде всего разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе, а тогда уже Вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка.
Хочет ли ребенок в школу?
Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто - они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника».
Важно также рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника».
Теперь давайте разберемся, что же такое интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее — это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение, дорогие родители, и является причиной ваших ошибок при подготовке
к школе.
Главное — это наличие у ребенка более высоко-
то уровня психологического развития, которое и обес-
печивает произвольную регуляцию внимания, памяти,
мышления, дает возможность ребенку читать, считать, ре-
шать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры, которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки — заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который бы помог представить условие задачки и решить ее на основе данного графического изображения.
Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности.
Умеет ли ребенок слушать? .
А теперь давайте поговорим о волевой готовности. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, КОТОРУЮ получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также работоспособность.
Психологический
практикум
Каков Ваш ребенок сегодня?
ЗАВТРА В ШКОЛУ
Готовя ребенка к школе, поинтересуйтесь, знает ли он:
- Как в школе нужно обращаться к учителю?
- Как ему поступить, если нужно о чем-то спросить
учителя?
- Что сказать, если во время урока ему понадобилось
выйти в туалет?
- Что такое урок?
- Как определить, что пора идти на урок?
- Что такое перемена?
- Как в школе называется комната, где дети учатся.
- Как называются книги, по которым дети учатся.
- Как в школе называется стол, за которым дети сидят.
- На чем пишет учитель, когда объясняет задание.
- Что такое каникулы?
Выводы и предложения.
Если ребенок четко ответит на вопросы, — можно не волноваться, первые его школьные шаги пройдут без стресса.
Если же он с ответами затрудняется, не паникуйте впереди ещё несколько месяцев. Беседуйте с малышом каждый день по 5—10 минут о школе.
Пройдите с ним до школы и обратно, чтобы он хорошо запомнил дорогу.
Заранее приобретите школьную форму, ранец, письменные принадлежности. Все примерьте, подгоните, чтобы ребенку было в форме ловко и приятно.
Научите ребенка быстро складывать ранец, быстро находить и доставать необходимое.
Подготовьте рабочее место будущего школьника и постарайтесь заниматься с ним за «его» столом.
ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА.
Игры дидактические
• Таинственная коробка.
Найдите большую коробку, проделайте в ней два круглых отверстия в противоположных стенках, достаточно больших, чтобы руки ребенка могли пролезть в них с двух сторон. Вырежьте эти отверстия не до конца, так, чтобы часть круга оставалась прикрепленной к коробке. Пусть ребенок украсит ее как захочет, чтобы она стала нарядной.
Теперь время от времени вы можете что-нибудь класть в коробку, а ребенок отгадывать, что там лежит. Сначала надо просунуть в коробку одну руку, а другая должна оставаться сверху. Если же он не сможет догадаться, тогда пусть просунет и вторую руку. Вот некоторые предметы домашнего обихода, которые вполне могут стать «таинственными» : ручка, мячик, какая-то небольшая мягкая игрушка, полотенце, носок и т. д.
• Найдите словечко. Посмотрите вокруг и устройте соревнование «Кто больше назовет осенних, весенних и т. д. (веселых, грустных) слов?
• Игра «Хорошо — плохо».
Вам купили шариковую ручку с желтым стержнем.
Хорошо: красивая;.
Плохо: Нельзя травку нарисовать;.
• Развивайте руки. Игра со спичками.
Перед ребенком лежат в беспорядке 15 очищенных от серы спичек. Нужно с наибольшей быстротой перенести эти спички одна за другой на расстояние 30 см и сложить аккуратно, пользуясь только:
— указательными пальцами обеих рук;
— любыми пальцами левой руки;
— только двумя пальцами — большим и мизинцем левой (правой) руки;
— только указательным и средним пальцами левой руки;
— только средним и безымянным пальцами левой (правой) руки;
— только безымянным и мизинцем левой (правой) руки.
В добрый Вам путь!