Галина Воронова
Конспект познавательно-речевой деятельности «Журавль и лягушка. Знакомство с хакасской народной сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-речевой деятельности
(подготовительная группа)
Цель: создание ситуации развития детей через ознакомление с хакасской народной сказкой.
Задачи:
* приобщать детей к красоте родного слова;
* развивать умение осмысливать содержание сказки, оценивать характер и поступки каждого персонажа;
* развивать культуру речи;
* дать представление о переносном значении слов словосочетаний
Публикация «Конспект познавательно-речевой деятельности „Журавль и лягушка, Знакомство с хакасской народной сказкой“» размещена в разделах
- Журавль, журавлик
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лягушка. Конспекты занятий на тему лягушек
- Лягушки, лягушата
- Перелетные птицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика Хакасия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
и упражнять в подборе слов к ним близких по значению слова (уплетать за обе щеки, поддеть клювом);
* упражнять в образовании слов из частей;
* воспитывать любовь к народной сказке;
* совершенствовать умения слушать и слышать друг друга.
Предварительная работа: чтение авторских и народных сказок, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о персонажах сказок.
Ход:
1. Дидактическая игра: «Родственники».
Почему эти слова родственники, что между ними общего?
Небо – воробей, воробей – цапля, цапля – журавль, журавль – болото,
болото – лягушка, лягушка – сказка.
2. Разговор о сказках.
Много есть разных сказок, есть авторские, есть народные.
- Какие сказки называют авторскими? У авторской сказки есть автор.
- Какие авторские сказки вызнаете? Сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», В. В. Сутеев «Кораблик», «Мешок яблок» и др.
- А что это такое народные сказки? У
У каждого народа богатая история и культура. Умелые мастера создавали красивые и полезные в быту вещи; храбрые и сильные богатыри защищали родные земли; простые люди украшали добрыми делами свою Родину.
А чтобы история не забывалась, сочиняли сказки и рассказывали детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали сказки своим детям. Так сказки дошли и до нас. Из сказок мы узнаем, как жили в старину люди, чему учили своих детей, о чем мечтали.
- Какие народные сказки вы знаете?
- Кто герои народных сказок? Люди, животные, птицы, солнце, мороз, ветер, т. е. окружающий нас мир.
3. Ребята, у меня для вас есть интересная сказка.
- Кто герои этой сказки, вы узнаете, если правильно соберете слова.
Упражнение «Собери слово» : из предложенных слогов нужно правильно собрать слово.
ЖУ-ВЛЬ-РА; ЛЯ-КА-ГУШ.
Это герои хакасской народной сказки «Журавль и лягушка».
4. Чтение сказки и беседа по содержанию.
- Какой вам представляется Лягушка в этой сказке?
- Что сделала она? Как обманула Журавля?
- Каким в этой сказке показался Журавль? Каким словом можно о нем сказать? Глупый, легковерный, добрый, умный?
Тест:
- Как Журавль поступил с Лягушкой?
•простил её и они стали жить дружно;
•съел её;
•постращал и отшвырнул подальше.
- Можно ли назвать Журавля добрым в этой сказке и откуда это видно?
5. Чтение сказки еще раз. Сейчас я прочитаю сказку еще раз. А вы постарайтесь услышать новые, интересные и сказочные слова.
- У нас в речи есть такие слова – спрашивать, интересоваться. А в сказке какое слово услышали вместо него? Это слово ЛЮБОПЫТСТВУЕТ.
- Что означает слово бедный, бедняга?
- Кто подскажет, как в сказке вы услышали это слово? БЕДНЯГА ТЫ, БЕДНЯГА, - жалеет Лягушку Журавль. Так одним словом он выразил сочувствие её несчастью, пожалел.
- Мы с вами говорим о еде, а как об этом сказано в сказке? КУШАНЬЕ.
- Как вы понимаете «уплетать за обе щеки»? (кушать с хорошим аппетитом, быстро).
- Что значит «поддел клювом»? (он не сделал ей больно, не схватил её, он аккуратно взял ее снизу, под брюшком).
6. Работа с пословицами. Расскажите, какое у вас впечатление, настроение вызвала сказка?
Предлагаю вам несколько пословиц, прочитайте и выберите какая пословица больше подходит к Журавлю, а какая к лягушке. (Работу дети выполняют в подгруппах).
7. Самостоятельная деятельность детей.
Кто из героев вам понравился, предлагаю нарисовать его портрет. (Проиллюстрировать сказку рисунками, как это делают художники).