ИРИНА ЖДАНОВА
Жизнь детского коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликты.
Психология и поведение человека зависят не только от личных качеств конкретного человека, но и от социальной среды, которая представляет собой сложно организованное общество. В обществе люди объединены друг с другом в разнообразные группы, в большие и малые. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои достоинства и недостатки. Поведение человека в группе, зависит и от его личности и от особенности группы, от социального окружения. Особенно это характерно для детей дошкольного возраста, чья психика особенно подвержена внешним влияниям.
Публикация «Жизнь детского коллектива» размещена в разделах
Дети приходят в детский дом с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает вполне определенное отношение к себе с обеих сторон.
В свою очередь требования и потребности окружающих находят разные отклики у самого ребенка. Именно в этом смысле «среда — всегда совокупность взаимоотношений между реальными индивидами» — оказывается разной для детей, а в отдельных случаях — крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка может проявляться неоднозначно: малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие — очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.
Конфликтные отношения с детьми способствуют значительным искажениям в поведении ребенка, в его отношении к сверстникам и к самому себе. Это находит отражение в комплексе негативных форм поведения, как правило, свидетельствующих о возникновении защитных, компенсаторных реакций у ребенка в ответ на трудности в его взаимоотношениях с другими детьми.
Изменения в поведении ребенка — вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт ребенка со сверстниками и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина упускается воспитателем; педагогическая коррекция, примененная на более позднем, открытом его этапе, оказывается уже малоэффективной.
Опасность заключается в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества, в связи с особой «способностью» дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и последующей трудовой деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мировосприятию. Необходимость раннего распознавания конфликтов и нахождение наиболее эффективных путей их преодоления вызвана и тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого дошкольного образовательного учреждения есть дети, отношения которых значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.
Причины возникновения конфликтов между детьми:
• Разрушение игры;
• Выбор общей темы игры;
• Состав участников игры;
• Роли в игре;
• Игрушки;
• Сюжет игры;
• Правильность игровых действий.
•
Выявлено, что
• У младших детей конфликты возникают из-за игрушек.
• У детей среднего возраста – из-за ролей.
• В более старшем возрасте – из-за правил игры.
Игра
Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Таким образом, игра занимает ведущую роль в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и непосредственной образовательной деятельности, переход от игр забав через игры задачи к познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий. В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера, развивают интеллектуальные, речевые, эмоциональные и нравственные задатки.
Творчество.
Для того чтобы выразить свои эмоции, ребёнку необходимо какое-нибудь подходящее творческое занятие. Ведь развитие ребенка происходит через познание окружающего его мира. Неважно, сколько лет юному созидателю, важно, чтобы занятие нравилось именно ему. И возраст тут особого значения не имеет, ведь талант, если он есть, может проявиться и в совсем «нежном» возрасте, а иногда приходится немало приложить усилий, чтобы его открыть в себе и развить.
Занимаясь творчеством, ребёнок фантазирует, а его воображение отлично развивается. Ребенок становится более усидчивым и целеустремлённым, «упёртым» и настойчивым, плюс ко всему, развивается мелкая моторика рук, что очень важно. Чем же могут заниматься дети? Да чем угодно, лишь бы душа лежала к этому занятию.