Эльмира Искалиева
Турнир «Живая и поныне старина»
▼ Скачать + Заказать документы
ТУРНИР : «Живая и поныне старина»
Цели:
Формировать знания детей о культурных ценностях и народных традициях русского народа.
Развивать образную память, творческое мышление, способность владения точным выразительным языком.
Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору.
Материалы и оборудование: ИКТ, заставки "Добро пожаловать к нам на праздник", «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Скороговорки», «Сосчитай – ка», "Колыбельная", «В гостях у сказки» ". «Конкурс капитанов»; русские народные костюмы для детей и для героев; эмблемы команд «Ромашка», «Березка»; деревянные ложки; сюжетные картинки по сказкам; слайды с картинками «сказочные предметы».
Публикация «Турнир „Живая и поныне старина“» размещена в разделах
Ход занятия
Дети заходят под музыку «Во поле береза стояла», «Ромашка».
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие во времени. В те времена, когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. Мы продолжаем знакомство с устным народным творчеством. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество. (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т. д.).
Вас разделили на две команды: команда «Березка» и команда
«Ромашка». Березка и ромашка являются символами России и мы сейчас расскажем историю наших символов.
БЕРЕЗКА:
-Березку милую, родную издавна считали символом России. Красавицей русских лесов называют березку. В белом сарафане, с золотистыми сережками и с зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь, говоря: «Мир вам, люди, добрые»
В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой.
Раньше березку считали русалочьим деревом. Юная русалка заигралась на берегу озера и не успела спрятаться от первых лучей солнца. Увидела девушка всемогущего бога Солнца ХОРСА и полюбила его. И ему приглянулась юная красавица. Потянулся он к ней своими руками- лучами и обжег водяную деву. Попыталась русалка убежать, да солнце не отпустило ее. Заплакала девушка, слезы в землю попали и появился первый росточек, который стал деревцем стройным. Так и превратилась русалочка в березку: зеленые волосы обратились листвой нежной, тонкий стан- стволом, а мраморная кожа- белой корой с черными обожжеными пятнами от прикосновения лучей. Вот такая легенда о березке дошла до наших лет
РОМАШКА:
Ромашка считается русским цветком. 8 июля мы отмечаем праздник – день семьи. Идея праздника родилась в г. Муроме, где жили святые Петр и Фаврония. покровители любви и верности, а символом этого праздника является ромашка
Давным- давно жила девушка в одной деревне. Она была светла, как утренняя заря, стройна, как молодая березка, нежна, как ветерок. Девушку звали Марией и влюблена была она в юношу по имени Роман. Влюбленные не расставались ни на минуту. Однажды Роману приснился сон, что находится он в невиданной стране и встретил там старца, который подарил ему цветок с белыми лепестками и ярко- желтой сердцевинной. А проснувшись, увидел Роман этот цветок у своей кровати. Конечно же, Роман подарил этот цветок своей любимой, А Мария придумала цветку ласковое название – ромашка. Мария каждый день любовалась цветком, но печалилась от того, что не могут любоваться красотой ромашки все влюбленные. Девушка попросила Романа вернуться в страну снов и принести целый букет ромашек. Долго блуждал юноша по дальним странам, пока не отыскал Царство Сновидений. Царь согласился подарить Роману целое поле ромашек, но при условии : юноша останется в его владениях навсегда. Роман был готов ради своей любимой на все и остался в стране снов. Мария не переставала ждать своего любимого и однажды проснувшись, увидела ромашковое поле. Девушка поняла, что Роман жив и любит ее, но вместе им быть не суждено. С тех пор и считается ромашка символом любви, верности и нежности, поэтому мы и гадаем
А начнем мы наш турнир с разминки :
РАЗМИНКА ДЛЯ КОМАНД
Ребята, вы должны определить к какому жанру относятся данные произведения.
Серый зайка вырвал травку, положил её на лавку,
Кто травку возьмет, тот и вон пойдет. (считалка).
От топота копыт пыль по полю летит. (скороговорка)
Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет, кто это? (загадка)
Один в поле: не воин. (пословица)
В некотором царстве, в некотором государстве … (сказка)
Баю-баю-баю-бай,
Спи мой ангел засыпай;
Баю-баюшки-баю,
Песню я тебе спою. (колыбельная)
Андрей –бармалей
Сделал шапку из гвоздей,
Идет хвалится,
Гвозди валятся. (дразнилки)
- Молодцы, вы узнали все жанры устного народного творчества.
Ведущий:
-НАЧИНАЕМ НАШ ТУРНИР
-Вы должны выслушать вопрос и ответить, но есть одно условие: не кричать, не вскакивать с мест, а поднимать руки.
-За каждый правильный ответ, команда получит берёзовый листочек или ромашку. А в конце игры подсчитаем баллы и объявим победителей.
Входит русская барышня – красавица
-Здравствуйте красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас. Я русская барышня из прошлого, сегодня пришла к вам в гости и хочу узнать, знаете ли вы о нашем житье- бытье?
Я буду загадывать, а вы постарайтесь отгадать. А в подарок я вам принесла пирог. Ведь русские люди славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, да караваями, в русской печке испеченными. (выносит поднос с угощением).
Ведущий:
-Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)
Само название произошло от слова гадати - думать, рассуждать. Проверим вашу смекалку и сообразительность.
Конкурс 1 "Загадки". (проводит русская барышня)
Как называлось в старину, жилище людей?
ИЗБА
«В избе – изба; На трубе- труба
Зашумело в избе; зашумело в трубе;
Видит пламя народ; а тушить не идет»
ПЕЧКА
В левом углу от печки помещались стол, скамья, висели иконы. Это было место для гостей. Как назывался этот угол?
КРАСНЫЙ, значит красивый.
В доме печку затопили
А заслонку не открыли
Не пошел он по трубе
А столбом стоит в избе
ДЫМ
Будто барыня сидит
Разогрелась и пыхтит
На морозце, с крыши
В небо дымом пышет
ТРУБА
Как назывался правый от печки угол, где командовала хозяйка?
БАБИЙ КУТ, то есть отгороженное место (слова закуток)
Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит, кипит, всем пить чай велит.
САМОВАР
Черная гагара по полю скакала,
Горячее золото собирала
КОЧЕРГА
Кто в избе рогат?
УХВАТ
Всех в объятья принимает и баюкает, качает.
ЛЮЛЬКА
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько.
По полу скок – скок и сел в уголок.
ВЕНИК
Насыпать можно, а донести нельзя.
СИТО
Согнут калачом, укусить нельзя, и пройти нельзя
ЗАМОК
Ни свет, ни заря, пошел согнувшись со двора.
КОРОМЫСЛО
Мы раньше обувью служили.
Крестьяне нами дорожили.
ЛАПТИ
Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
МАТРЕШКА
Ведущий: Благодарим вас, барышня красавица, что пришли к нам в гости и за угощение. До свидания!
- Ребята, а кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр устного народного творчества, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)
Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.
Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.
Конкурс 2. "Пословицы и поговорки".
Продолжить следующие пословицы и поговорки.
1. Старый друг лучше новых двух;
2. Баба с возу: кобыле легче;
3. Кончил дело-гуляй смело;
4. Делу время- потехе час;
5. На Бога надейся: сам не плошай;
6. Один в поле: не воин;
7. Дома и стены: помогают;
8. По одё жке встречают: по уму провожают;
9. Дело мастера боится;
10. Не красна изба углами: красна пирогами;
11. Поздно встанешь: мало сделаешь;
12. После драки кулаками не машут;
-Молодцы! И с этим заданием вы справились. Пока жюри подсчитывает наши баллы, мы немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
«Аист»
Аист, Аист длинногий. Покажи домой дорогу! (Шаги на месте, руки держать произвольно) Топай правою ногой (стоя на левой ноге, топать правой, руки на поясе, Топай левою ногой (то же со сменой ног, Снова – правою ногой, Снова – левою ногой. После – правою ногой, После – левою ногой (топать правой и левой ногами попеременно). Вот тогда придешь домой! (руки над головой в замке, как крыша домика.)
Конкурс 3 "Скороговорки".
Ведущий:
Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто - то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Каждая команда по очереди нам скороговорит, кто больше знает скороговорок, тот и победит.
Конкурс 4. "Сосчитай - ка".
Ребята, в следующем конкурсе, нужно вспомнить считалки. Какая команда вспомнит больше считалок, та и победит.
Конкурс 5. Домашнее задание: "Спеть колыбельную»
У команд было домашнее задание, выучить колыбельную и инсценировать ее.
Жюри оценивает.
Выходит бабушка - Рассказушка:
Здравствуйте ребята, меня зовут бабушка Рассказушка. А сюда ли я попала? Мне сказали, тут ребята много сказок знают, и на все вопросы ответить могут. Приготовила я вам много хитрых заданий, посмотрим как вы с ними справитесь. Вы готовы?
Конкурс 6."В гостях у сказки".
Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим. Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.
"Журавль стук - стук носом по тарелке. Стучал стучал - ничего не помогает" (Лиса и журавль)
- Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)
"Не садись на пенек, не ешь пирожок" (Маша и медведь)
" А лиса сидит и приговаривает :"Битый небитого везет"" (Волк и лиса)
"Зашел Иван Царевич в топкое болото. Смотрит, сидит лягушка:" (Царевна - лягушка)
У него нет ни рук, ни ног, но он всё равно от всех убегал. Кто это? (Колобок)
Этот герой очень трудолюбив. Он посадил маленькое семечко, из которого вырос огромный овощ, который он один не смог вытащить. (Дед, «Репка»)
Этот герой очень коварен. Он съел маленьких козлят. (Волк, «Волк и семеро козлят»).
Этот зверь не вошел в маленький домик, в котором жили звери и развалил его. (Медведь, «Теремок»).
Эта героиня искала своего братца, которого унесли гуси-лебеди. Кто это? (Алёнушка, «Гуси-лебеди).
Эта храбрая птица помогла бедному зайчонку освободить его избушку. Кто это? (Петушок «Заюшкина избушка»)
Б. Р. Молодцы ребята постарались.
Ведущий: Ребята, а теперь немного отдохнем.
Физкультминутка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Мы продолжаем нашу игру.
Б. Р. Отдохнули? А я вам еще приготовила вопросов? Вам нужно угадать, из каких сказок сказочные предметы?
Конкурс 7. «Сказочные предметы»
На экране детям показывают сказочный предмет, а они должны узнать в какой сказке он встречается.
Горошек – «Принцесса на горошине»
Яблоня – «Гуси - лебеди»
Печка – «По щучьему веленью»
Боб – «Бобовое зернышко»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Стрела – «Царевна лягушка»
Топор– «Каша из топора»
Кувшин и тарелка – «Лиса и журавль»
Б. Р. Молодцы ребята! Вы справились со своими заданиями. И я хочу подарить для вашей группы книгу с очень интересными сказками. Обязательно почитайте ее в детском саду.
Ведущий: Спасибо, бабушка Рассказушка, за интересные задания и за подарок.
Конкурс капитанов 8. «Расскажи сказку»
Ребята, у нас здесь два конверта с заданиями, для наших капитанов. Итак, капитаны, нужно расположить картинки из сказок по порядку, вспомнить название сказки и рассказать.
Вот и подошел к концу наш турнир. Давайте порадуем гостей веселой песней. А наше жюри подведет итоги.
Песня «Во кузнице»
Итоги, награждение.