Плотникова Людмила
«Здравствуй гостья — Зима!». Закрепляем знания о зиме
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Здравствуй, гостья-зима»
воспитатель:Плотникова Л. А.
Цель: Закреплять знания о зиме, упражнять в подборе родственных слов к слову «снег»; развивать логическое мышление (учить устанавливать причинно-следственные связи); формировать умение образно описывать содержание, колорит и настроение картины, понимать ее замысел; обогащать лексику синонимами.
Ход занятия.
Педагог: Отгадайте ребятки,
Про кого моя загадка?
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом?
Шьет пуховые перины,
Разукрасив все витрины?
Темочки:
В. Лунин
Дети: Зима!
Выставляется картина с изображением зимы.
Педагог: Чтобы порадовать нашу гостью, давайте поиграем в «Зимние слова».
Дети, встав в круг, передают мяч друг другу, называют «зимние» слова: метель, вьюга, снеговик, снежинка, мороз и т. п.
Педагог: Молодцы! Думаю, зима довольна. Когда вы слышите слово «зима», что вы представляете?
Дети: Снег.
Педагог: Я начну декламировать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста, добавляйте подходящие по смыслу слова – родственники слову «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… снег.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые… снежинки.
На поселки, на лужок
Все снижается…снежок.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее…снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… снежки.
Словно в белый пуховик,
Нарядился…снеговик.
Рядом – снежная фигурка –
Это девочка… Снегурка.
На снегу-то, посмотри, -
С красной грудкой…снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…снег.
Молодцы! С этим заданием справились! Что вы можете сказать о зиме в наших краях? Какая она?
Дети: Мягкая, теплая, пасмурная, дождливая, сырая.
Педагог: Что еще можете сказать о зиме?
Дети: Зимой всегда идет снег, очень красиво, можно играть в снежки, кататься на санках.
Педагог: А у зимы есть недостатки?
Дети: Бывают снежные заносы, метели, вьюги, гололед, дуют сильные северные ветры, стоят крепкие морозы.
Педагог: Влияет ли погода на ваше настроение? Подводит детей к пиктограммам.) Когда идет снег и на улице не очень холодно, безветренно, какое у вас настроение? Скажите и покажите соответствующую пиктограмму.
Дети: Веселое, радостное, довольное, счастливое, чудесное, прекрасное (показывают и объясняют).
Педагог: А если на улице сильный, колючий ветер или вместо пушистого снега пошел дождь, каким становится ваше настроение?
Дети: Грустным, печальным, недовольным, безрадостным.
Педагог: Хочу поднять ваше настроение, немного вас взбодрить.
Музыкальный этюд под музыку А. Вивальди «Зима». Дети выполняют движения согласно выделенным словам стихотворного текста.
Завертелась вьюга, словно карусель.
Медленно сначала, а потом быстрей.
Ничего не видно, все белым-бело.
Наконец все стихло, землю замело.
И. Токмакова
Педагог: Зима бывает разная – суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая или белоснежная, веселая, волшебная, чудесная. За ее красоту люди придумали ей ласковые, красивые названия. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы постарайтесь запомнить те выражения, в которых называют зиму по-особому.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, зимушка-зима!
П. Вяземский
(Дети называют).
Вспомните, как еще называют зиму писатели, поэты в своих произведениях?
Дети: Гостья-зима, Зима-волшебница, Чародейка, Рукодельница, Матушка, Царица…
Педагог: Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение каждый по-своему, и рассказывают нам.
Поэты… в стихах, композиторы… в звуках музыки, художники… в картинах. Закройте глаза и послушайте пьесу П. И. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года». (Дети слушают).
Какую зиму вы представили, слушая это музыкальное произведение?
Дети: Сказочную, красивую, радостную, но непостоянную: то тихую и спокойную, то ветреную, стремительную.
Педагог: А сейчас поиграем в игру «Волшебный мир зимней сказки». Постарайтесь украсить историю особенными словами и выражениями.
Зима пришла, словно… хозяйка, волшебница.
Выпал первый снег. Он был…белый, пушистый, мягкий.
Он украсил землю, как…ковер, покрывало.
Деревья похожи на…сказочные фигуры, статуи, богатырей, снежных людей.
Мороз быстро превращает воду в…лед, и тогда она похожа на… стекло, зеркало.
Оконные стекла украшены узорами… Они красивые, чудесные, необычные.
Весь мир становится похож на… сказку, волшебную страну, дворец Снежной королевы.
Педагог: Молодцы! Хотелось бы вам встретиться с волшебницей-зимой? Давайте отправимся в зимний лес и посмотрим, как зима там хозяйничает. Но сначала оденемся теплее: в лесу холодно и морозно. Готовы? Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: :По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть будет так, чтобы мы очутились в зимнем лесу!». Откройте глаза. (На проекторе появляется картина И. И. Шишкина «Зима»). Представим, что мы в этом лесу. Посмотрите вокруг, прислушайтесь. Что вы слышите?
Дети: В лесу тишина.
Педагог: Чем пахнет воздух в лесу?
Дети: Смолой, хвоей, свежестью, морозом.
Педагог: Посмотрите на этот лес, расскажите: какой он?
Дети: Таинственный, неподвижный, большой, дремучий, спящий, заколдованный, сказочный, снежный.
Игра «Сравни, на что похоже»
Снег пушистый, как…вата, пух.
Снег мягкий, как…перина, одеяло.
Снег нежный, как…шелк.
Ветер колючий, как…ежик, иголки.
Ветер холодный, как…лед.
Лед гладкий, как…стекло.
Наше дыхание теплое, как… парное молоко, пламя.
Снежинки кружатся, как… парашютики, тополиный пух, бабочки.
Снежок тает, как… сосулька, мороженое.
Сосулька плачет, как… ребенок.
Зайчик прыгает, как… мячик.
Зайчик мчится быстро, как… стрела, вихрь.
Педагог: Пора возвращаться в детский сад (Звучит музыка). На одной ножке покружитесь и в саду окажитесь. Вот и закончилось путешествие. Вижу, оно вам понравилось. У вас хорошее, приподнятое настроение. Дома нарисуйте картину о зиме, зимнем лесе и придумайте ей название. А наша гостья-зима осталась довольна встречей с вами