Анастасия Башкатова
Зачем нужна физическая культура дошкольникам
▼ Скачать +Заказ
Зачем нужна физическая культура дошкольникам
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы оно обеспечило бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.
Публикация «Зачем нужна физическая культура дошкольникам» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности, физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного, постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. Результативность физического воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы др., однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений.
Общепризнанным стало положение, что физические упражнения выступают как основной признак жизни, стержень всей жизнедеятельности и поведения дошкольника и в то же время как формирующее начало в его развитии. Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий. Выполнение упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат. Происходит переход от утилитарного упражнения к культуре движений.
Что нужно для правильного физического развития
Для обеспечения эффективной работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, в детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованные физкультурные залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных в эксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие, очень важные для благоприятного развития быстро растущего организма малыша особенности. В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости. Формируются многие двигательные умения и навыки, но база, физкультурные залы и места для самостоятельных занятий, на основе которой это происходит, выступает сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой.
Имеющиеся помещения, отведенные в большинстве детских садов, как для музыкальных занятий, так и для занятий физическими упражнениями, отвечают требованиям лишь детей до 3 лет. В связи с этим необходим поиск эффективных путей решения данной проблемы. В идеале каждый детский сад должен быть оснащен физкультурными залами с соответствующими приспособлениями для реализации двигательных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Становление личности посредством физической культуры
В качестве отправной платформы формирования физической культуры личности дошкольника выступают :
физическая подготовленность (совокупность основных двигательных навыков, физических качеств)
физкультурные знания, являющиеся условием формирования представлений ребенка о том, как сохранить и укрепить собственное здоровье
мотивационно-ценностна ориентация (эмоционально-положи ельное отношение к занятиям физическими упражнениями)
Использование современных технологий, требующих интеллектуального и волевого напряжения, анализ и самоанализ собственных действий, поисковая деятельность, «мягкое консультирование», идущее от запросов ребенка, совершенствуют физическую подготовленность детей.
Основой физкультурных знаний, позволяющих целенаправленно корректировать представления дошкольника об окружающем и за счет этого изменять его поведение, выступают:
знания и представления ребенка о своем организме, физических возможностях, физическом состоянии, правилах сохранения и укрепления здоровья
знания о физических упражнениях, их назначении, способах использования в жизни людей
знания основ личной гигиены
Общеизвестно решающее значение дошкольного периода развития для становления личности ребенка, сотворения предпосылок его гармоничного развития. Не менее понятно, что полноценное физическое развитие и здоровье дитя - это база формирования личности. Конкретно в детском возрасте формируются жизненно принципиальные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из частей которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Трудности формирования физического развития в дошкольном возрасте
Если учитывать, что двигательная активность детей является сразу и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и остальных сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, крепость знаний, вера в свои силы. Поэтому очень принципиально верно организовать занятия физической культурой конкретно в детстве, что дозволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не лишь полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Понимая общую мишень физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья дитя, формулируются задачи физического воспитания. Задачи решаются в каждой возрастной группе, но их содержание изменяется в зависимости от психофизиологических возможностей детей. Средствами реализации задач физического воспитания является деятельность детей, игры, а также художественные средства, в частности фольклор.
Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А. В. Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам.
Последние 10-15 лет конкретно физическое состояние дошкольников вызывает огромную тревогу ученых и практиков здравоохранения и образования. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число "физиологически незрелых" новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Лишь 10% детей приходят в школу полностью бодрствующими. Не считая того, в среднем 20% дошкольников имеют маленький уровень физического развития, а к 7 годам количество детей имеющих маленький уровень физической подготовленности вырастает до 25-27%. Такое положение сохраняется и даже усугубляется, несмотря на существование огромного количества программ по физическому воспитанию дошкольников и новейших методических разработок. Таковым образом, решение трудности формирования физического развития в дошкольном возрасте является краеугольным камнем в воспитании гармонично развитой, здоровой и, что не менее принципиально, отлично подготовленной к школе личности.
Для правильного развития ребенка предполагается что нужно :
рациональное комплектование группы детей, занимающихся физической культурой в дошкольных учреждениях
создание групп следует рассматривать с серьезным учетом соматического типа и характера двигательной деятельности попавших туда детей
использовать игру, так как развитие физических свойств дошкольников происходит более эффективно в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрасте
Игра в развитии дошкольника
Физическое воспитание складывается из мероприятий, направленных к тому, чтоб вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудоспособных людей. Для полноценного физического развития ребенка нужно, чтоб он занимался физическими упражнениями, игрался в подвижные игры, воспользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии. В подвижных играх, физических упражнениях развивается быстрота, ловкость движений, а также находчивость, выдержка, умение действовать сообща. Поэтому в физическом воспитании обязаны отыскать свое место как меры по укреплению здоровья дитя и закаливанию его организма, так и умело подобранные игры, физические упражнения. Чем яснее родители и воспитатели понимают значимость всех указанных задач, тем легче отыскать общую линию воспитания в семье и в детских учебно-воспитательны учреждениях.
Игра - неотъемлемая часть развития ребёнка, основной плюс которой состоит в активной и самостоятельной деятельности, при которой он проявляет свои способности и видит итог собственных действий. Следует знать, что неважно, какая игра, даже самая обычная, развивает и сформировывает личность ребёнка. Игры, в психологическом развитии малыша, нельзя недооценивать.
Чем важна игра:
Игра - одно из самых принципиальных средств на пути к познаниям окружающего мира. Во время игр у ребёнка улучшается настроение, обогащается его чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение, а так же закладываются базовые знания творчества. У детей с развитым воображением, как правило, интеллект более развит, они лучше и адекватнее реагируют в необычных ситуациях, учёба им даётся легче.
Игра это принципиальное условие общественного развития ребёнка, благодаря которой, он знакомится с делами и поступками взрослых, обучается понимать чувства остальных людей, получает навыки общения и сопереживания, веселье и свободу. На физическое развитие детей игра так же оказывает своё влияние, стимулируя активность ребёнка.
Имея психотерапевтическим эффект, игра даёт ребёнку возможность избавиться от негативных переживаний.
Через игру и игровые деяния ребёнок усваивает разные знания и умения в понятной для него форме.
В игровой деятельности детей объективно смешиваются два совсем принципиальных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают без помощи других действовать, а с другой стороны получают моральное и эстетическое удовольствие от данной деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таковым образом, игра одно из комплексных средств воспитания: она ориентирована на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, улучшение функций организма, черт характера играющих.
Практически в каждой игре находится бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются главные физические свойства ребенка, такие как:
Сила
Быстрота
Выносливость
разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Игровое окружение
Особую роль в занятиях играми и физическими упражнениями играет цветовое и звуковое насыщение помещения, в котором занимается ребенок. Цветовая гамма зала и информационная среда являются факторами, обуславливающими взаимодействие внешней и внутренней среды, обеспечивающими жизнедеятельность и развитие ребенка. Запах, звук в соответствии с темами занятий используются для развития анализаторных систем и ориентирования в пространстве.
При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком случайного расслабления, и неких этюдов психогимнастики рекомендуется употреблять специальную музыку, тематически связанную с сюжетом игры, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками. Звуки океанских волн, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей. Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы создают чувство гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочуять тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет принципиальное воспитательное значение.
Подбор игр и игрушек
Принципиально подбирать для детей игры и доступные упражнения, всесторонне развивающие их. В подвижных играх развиваются физические силы детей, крепнет здоровье, лучше становится аппетит, сон.
В коллективном воспитании детей подвижным играм уделяется огромное внимание. Например, игра в "кошки-мышки&qu t; требует проворства, большой согласованности действий. В неких играх на первый план выступают элементы соревнования: выигрывает тот, кто быстрее добежит до флага, кто дальше забросит мяч либо шишку, кто сможет докатить обруч до дерева так, чтоб он ни разу не упал.
Подбирая детям игрушки, нужно непременно учитывать то, что они обязаны соответствовать возрасту дитя. Огромное значение имеет в этом отношении размер игрушек. К примеру, мячи для 3-4-летних детей обязаны быть крупного размера (20-25 см в диаметре) либо среднего (10-12 см). Малышам тяжело играться с маленьким мячом: его неудобно катать, ловить, он просто выскальзывает из неумелых рук. Дети 6-7 лет, лучше владеющие своими движениями, отлично управляются и с мячами маленького размера (8 см в диаметре). Обруч для катания обязан быть не ниже пояса ребенка, чтоб ему не необходимо было сгибаться на бегу, подгоняя обруч рукой. Правильную длину прыгалки можно найти следующим образом: если поставить ребенка на середину растянутой на полу прыгалки, то концы её, поднятые вверх, обязаны приходиться несколько выше уровня пояса дитя.
Отлично дать детям для игр несколько ящиков и гладко оструганных досок разных размеров. Дети делают из них несложные сооружения. Перекидывают, к примеру, доску через два опрокинутых ящика - и готов мост; через него идет "поезд" либо бежит, высоко поднимая ноги, "лошадка". В другой раз ящики - "пароход", наклонная доска - "трап". В таковых играх развиваются ловкость, смелость и воображение.
В воспитании физически крепкого, всесторонне развитого ребенка существенное место отводится также гимнастике: 3-4 специально подобранных упражнений для укрепления мускул плечевого пояса и мускул, расширяющих грудную клетку, для мускул спины и живота, не считая того, в утреннюю гимнастику входит бег друг за другом либо бег, связанный с небольшими игровыми заданиями. Гимнастика заканчивается ходьбой. Во время гимнастики обеспечена наибольшая двигательная активность детей. Не считая утренней гимнастики, построенной по указанному плану, детям в течение дня дается ряд увлекательных заданий, выполнение которых способствует развитию ловкости, гибкости, смелости. Примеры таковых заданий: пролезть меж ножками стула; пробежать под вращаемой другими веревкой и многое другое. Следует также присматриваться к тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, и, если необходимо, показывать ему правильные приемы движений.
После сна, который продолжается у детей 6—10-летнего возраста 10—11 1/2 часов, функции организма понижаются, дыхание становится поверхностным, замедляется деятельность сердца, расслабляются мышцы, снижается кровяное давление. Поэтому после пробуждения у ребенка некоторое время сохраняется сонливое, несколько заторможенное состояние. Гимнастика содействуют переходу организма от сна к бодрствованию, созданию бодрого, рабочего настроения. Регулярное выполнение зарядки является также важным средством разностороннего физического развития организма, хорошей предпосылкой к занятиям различными видами спорта.
Сюжетные занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию энтузиазма детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету.
Внедрение приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, упрощает процесс запоминания, освоения упражнений, увеличивает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.
Проведение сюжетных игр ориентировано на решение следующих задач:
укрепление здоровья детей
повышение функциональных и адаптационных возможностей организма
повышение умственной и физической работоспособности
гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата
формирование правильной осанки
улучшение двигательных навыков
воспитание двигательных свойств
развитие психических способностей и эмоциональной сферы
развитие музыкально-ритмически способностей
воспитание энтузиазма и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.