Ольга Иванова
Конспект мастер-класса «Здоровый воспитатель — здоровые дети!»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Здоровый воспитатель — здоровые дети»
Слайд 1.
Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё : и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым.
И что бы начать нашу работу предлагаю поприветствовать друг друга и познакомимся. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем.
Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте»!
Публикация «Конспект мастер-класса „Здоровый воспитатель — здоровые дети!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Участники хаотично двигаются по залу. По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней той частью тела, которую укажет ведущий. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись, необходимо сказать: «Привет! Здравствуйте! Или Добрый день!» Указания ведущего могут быть самыми разнообразными: он может предложить участникам поздороваться ладонями, плечами, локтями, спинами, носами и др
«Давайте познакомимся»
Проводится упражнение в кругу (педагоги называют свое имя и качество на эту букву)
Начну с себя, меня зовут Иванова Ольга Валерьевна - обаятельная, я инструктор по ФК в МБДОУ № 266 и я очень рада видеть всех Вас на мастер классе «Здоровый воспитатель – здоровые дети».
Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий: это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, вы готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают, что вы несколько возбуждены, а скрещенные руки – некоторую закрытость либо нежелание работать.
Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу. Выделите пожалуйста, самые важные слова из темы нашего мастер класса?
Ответы участников, обобщение
Слайд 2.
Уважаемые коллеги, что же собой представляет понятие «здоровье»?
«Дерево здоровья»
У вас на столах листы ватмана, на которых нарисован ствол дерева. Каждый из вас сейчас обведет свою ладонь – это будет ветка дерева и на каждой ветке попробует написать определение здоровья.
- Посмотрим, что же у вас получилось (Каждая группа презентует свой плакат)
Обобщение: Немецкого валеолог Патрика Фосса говорил: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
В настоящее время существует более 300 определений понятия «здоровье».
Здоровье – это неоценимое счастье в жизни человека и человеческого общества. Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.
Слайд 3.
Исходя из определения Всемирной организации здравоохранения, в индивидуальном здоровье человека выделяют следующие виды здоровья :
1. Физическое здоровье – это состояние организма, при котором показатели основных физиологических систем лежат в пределах физиологической нормы и адекватно изменяются при взаимодействии человека с внешней средой.
2. Психическое здоровье – это развитие и состояние психической сферы и общего душевного комфорта, которые обеспечивают адекватную поведенческую реакцию.
3. Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.
4. Репродуктивное здоровье – отражает уровень функционирования репродуктивной системы.
5. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе
6. Духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье —это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Слайд 4.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит от многих факторов:
От экологии на 20 %
От наследственности – на 20 %
От здравоохранения – на 10 %
А от собственного образа жизни – на 50 %.
Мы свами повторили основные аспекты понятия здоровья, которые необходимы нам для дальнейшей работы.
Вернемся снова к теме нашего мастер класса «Здоровый воспитатель – здоровые дети» - второе главное слово.
Слайд5.
Высказывание одной из первых исследователей, обратившихся к проблеме профессионального здоровья педагога Ларисы Максимовны Митиной говорила: «Проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны».
В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей. И мы все знаем достаточно много способов здоровьесберегательных технологий. Так Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение девяти задач, среди которых главная и первая задача, задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. А о проблеме здоровья педагогов не говориться ничего. К сожалению, зачастую и мы забываем про своё собственное здоровье.
А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников.
Слайд 6.
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.
Если руководитель образовательного учреждения и каждый из нас будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.
Большую часть своей жизни мы проводим на работе. Поэтому не удивительно, что каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека.
Воспитывать детей – дело сложное, ведь педагогу приходиться заниматься организацией образовательного процесса в ходе совместной деятельностью с детьми, сотрудничая с семьёй и специалистами. Не все условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность, можно признать благоприятными. Совершенно определенно некоторые их них держат факторы риска и оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека.
В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени. Поэтому в последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание».
Слайд 6.
Педагог находится под гнетом двойного стресса - социального и профессионального. Отсюда: излишняя нервозность, озлобленность, отсутствие оптимизма, апатия и депрессия, ухудшение профессиональной позиции - формируется консерватизм, неприятие новой педагогики.
Факторы, влияющие на здоровье педагогов :
большое нервно-психическое напряжение;
гиподинамия;
повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты;
отсутствие эмоциональной разрядки;
принудительный характер общения;
большое количество контактов во время рабочего дня;
усталость - это нарушение кровоснабжения, гибель нервных клеток;
отсутствие средств на отдых и неумение отдыхать (смена одной работы на другую - это не отдых). Отдыхать нужно не с коллегами педагогами. Нужно выбросить информацию о труде. Сменить лица.
85% педагогов идут на прием к врачу тогда, когда на работу идти не могут.
Слайд 8.
Согласно исследованиям среди заболеваний педагогов ДОУ, связанных с их профессиональной деятельностью, наиболее часто встречаются:
Патология голосообразующего аппарата;
Психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.);
Утомление глаз, снижение остроты зрения;
Остеохондроз;
Хроническая венозная недостаточность;
Простудные заболевания, грипп;
Синдром профессионального выгорания.
Сейчас немного отвлечемся и выполним упражнение
«Распредели по порядку»
Слайд 9.
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
- Дети
- Работа
- Муж (жена)
- Я
- Друзья, родственники
Слайд. 10
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами. Одной из причин нашего не благополучия, снижения уровня здоровья является то, что мы забываем о себе.
Слайд 11.
Физическое и эмоциональное состояние воспитателя - существенные факторы, влияющие на его профессиональную деятельность. От его самочувствия зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы. Поэтому очень важно каждому воспитателю вести здоровый образ жизни.
Вы ведете здоровый образ жизни?
Для того, чтобы ответить «Да», не требуется бегать марафоны, сидеть на диете или заниматься йогой. Здоровый образ жизни, в первую очередь, это постоянная работа над собой, ваше движение вперёд по пути отказа от вредных, негативных вещей и привычек и достижение гармонии, как со своим телом, так и с душой.
Лучший способ стать здоровым – это двигаться маленькими, постепенными шагами, постепенно убирая все факторы, приводящие к проблемам и болезням. И, видя происходящие изменения, вы будете укреплять свою уверенность в том, что идёте правильным путём.
Не обязательно сразу всё кардинально менять, так как в этом случае всегда есть вероятность сорваться. Надо лишь начать, понемногу, чуть-чуть. Например, в течение дня вы можете проделывать несколько простых действий, которые постепенно сделают вашу жизнь здоровой и гармоничной.
Люди, которые ведут здоровый образ жизни счастливы - они отлично себя чувствуют, получают удовлетворение от своей работы, стремятся к самоусовершенствованию, достигают неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Слайд 12.
В укреплении здоровья воспитателя, могут помочь стратегии, приемы, способы сохранения профессионального долголетия, рекомендуемые специалистами в этой. Вот некоторые из них:
• смыслотворчество – изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;
• внутренняя гармония – способность жить в согласии с самим собой;
• понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и действие не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;
• умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего индивидуального стиля, в том числе – индивидуальной системы адекватных средств преодоления нежелательных эмоциональных состояний, защиты от враждебных обстоятельств;
• сознательное погашение в себе патогенного мышления (с характерными для него тенденцией лелеять в себе и сохранять обиду страх, ревность, стыд; отсутствием рефлексии, длительным «проигрыванием» в голове ранее пережитых ситуаций неудачи) и овладение саногенным мышлением (со свойственным ему рефлексивностью, отделением себя как субъекта от собственных переживаний, «смытыми» со способностью погрузиться в состояние покоя, мира, концентрировать внимание на объектах размышления);
• усиление авторства своей профессиональной жизни даже в сложных обстоятельствах; акцент на своих достижениях; поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в личностно значимых и доступных сферах деятельности.
В разговоре о здоровье педагогов дошкольного образования особое внимание хочется остановить на овладение психологической культурой, самовоспитанию, саморазвитию способности и умений сохранять, укреплять, активизировать защитные, компенсаторные, регуляторные механизмы, обеспечивающие развитие личности педагога, его работоспособность и эффективность. Такой акцент не случайный, поскольку именно данные механизмы, процессы и качества составляют основу профессионального здоровья педагога.
Слайд 13.
При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Зачастую, завершенная работа не всегда приносит нужные результаты и усиливают отрицательные эмоции. А это очень плохо отражается на здоровье педагога.
Большое значение имеет улыбка — приветливая и искренняя. Она поднимает настроение, располагает к нам окружающих, позволяет выглядеть молодо и мило. Научившись поддерживать позитивное настроение на работе и дома, вы будете способствовать своему оздоровлению. Когда вы почувствуете внутреннюю гармонию, в вас проснется какая-то тайна. Никогда не думайте о плохом, помните, что мысль материальна. Наденьте на руку резинку, и при появлении плохой мысли, оттяните ее и ударьте себя - плохая мысль уйдет сразу.
Начните с себя. Утром улыбнитесь себе в зеркало так, как будто встретили старого знакомого, которого рады видеть. Выходя на улицу, поздоровайтесь с соседями, уборщицей. Здоровайтесь со всеми кого знаете. Вложите в приветствие весь позитив, на который вы способны. И, конечно, улыбнитесь. Когда мы говорим собеседнику: «Здравствуйте», — это значит, желаем ему здоровья. (Вспомните наше первое упражнение)
Смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе. Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.
Снять напряжение можно, раздражая ладони (с помощью шариков, орехов и пр., массируя мизинец, перекатывая в ладонях длинный стержень, авторучку или карандаш.
Еще один из способов снятия напряжения это музыка. Музыка занимает центральное место, в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Специально подобранная она позволяет дозировано тренировать эмоциональный мир и повышать уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению заболеваемости. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма - такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
Поделится своим опытом использования музыки
Так же для снятия напряжения и раздражительности я использую маркеры пространства (картина вызывающая хорошие воспоминания, предмет и т. п.)
Умение расслабиться станет для вас прекрасным средством контроля эмоций. Современный ритм жизни требует от нас все большего напряжения каждый день, мы утомляемся все сильнее, живем на пределе. Но все эти факторы будут оказывать на вас меньшее влияние, если вы освоите такую технику, как аутотренинг.
Прислушайтесь к своему дыханию и определить какое оно, поверхностное, глубокое, грудное или с участием мышц живота.
Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Система дыхания тесно взаимодействует с другими системами организма и от того, насколько она будет развита, насколько мы будем осведомлены о её особенностях, как будем применять эти знания в повседневной жизни, будет зависеть здоровье и долголетие всего организма.
Сейчас мы проведем дыхательную гимнастику
1. Встаньте прямо, руки вытяните вперед сожмите в кулачки,
- Вдохнули. задержали дыхание
Отведите руки назад сколько можете до упора,
Выдохнули…
(повторить 2 раза)
Теперь свободно вдыхаем на счет 1,2,3. Выдыхаем через нос 1,2,3,4.5,6
(повторить 2 раза)
Руки в стороны на уровне плеч медленно вдохнули, задержали дыхание, теперь делаем кистями круговые движения вперед, назад) на сколько хватит воздуха, медленно выдыхаем
2. Представьте что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см. висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
В ситуации гнева и раздражения не забывать делать нормальный выдох. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание так надолго, как это возможно, выдохнуть.
Маска Удивления. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и отпустить с выдохом брови.
Маска Гнева. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови. На высоте вдоха задержать дыхание. С выдохом расслабить брови.
Маска Поцелуя. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы (трубочкой). Зафиксировать усилие. Задержать дыхание. С выдохом расслабить губы.
Маска Смеха. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы, растянуть в улыбке. С выдохом расслабить губы
Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани.
1.«Поем»
Встаньте. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
• ииииииииии
• ээээээээээ
• аааааааааа
• оооооооооо
• уууууууууу
Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у».
2. «Тарзан»
Представляет собой лучшую профилактику простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее
Все выше представленные упражнения можно выполнять вместе с детьми, тем самым принося здоровье себе.
Глаза не только «зеркало души» человека, но и «зеркало» состояния его здоровья.
Упражнение № 1
Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево
Упражнение № 2
Подойдите к окну и очень внимательно рассмотрите близкую и хорошо видимую деталь: листик на дереве, цветок или даже царапинку на стекле. Затем направьте свой взгляд далеко вперёд, стараясь увидеть максимально удалённые предметы
Упражнение № 3 «Лежачая 8»
Рисовать большим пальцем руки в воздухе (прямой палец направлен вверх) на лежачую восьмерку. При этом голова – неподвижна, глаза следят за пальцем (начинать с направления влево, одной рукой, потом другой).
Также хочу представить Вашему вниманию кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствующее активизации мыслительной деятельности. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности и расширить границы возможностей мозга, как у взрослых, так и у детей.
В заключении хочется сказать, что воспитатель - ключевая фигура образовательного процесса, и в идеале – носитель знаний, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью.
Профессиональное здоровье педагога определяет стабильность его труда и сохраняет высокий уровень его профессионализма.
Игровое упражнение «Подарок».
Участники группы встают в круг. В этом упражнении каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Ведущий встречи начинает игру словами: «Лена, я хочу подарить вам…. Далее изображает подарок руками, который передаёт названному участнику. Участник, который получил подарок, принимает его и кладёт рядом с собой. Затем этот педагог благодарит за полученный подарок и также делает свой выбор.
Рефлексия: Закончи фразу «Я шла сюда и думала…»
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Бодрости вам и приятных побед над собой!
Предлагаю, с помощью теста определим уровень вашего отношения к своему здоровью.
Тест «Как Ваше здоровье»
(Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов, 1996, - С. 314-315)
1. Регулярно ли Вы едите свежие фрукты и овощи? Да – 3 очка, нет – 0
2. Ограничиваете ли Вы себя в употреблении животных жиров? Да – 5, нет –0
3. Регулярно ли Вы едите волокнистую пищу, хлеб грубого помола или из отрубей? Да –2, нет – 0
4. Ограничиваете ли Вы себя в употреблении сахара? Да – 3, нет – 0
5. Умеете ли Вы отдыхать и расслабляться? Да – 5, нет – 0
6. Есть ли у Вас развлечения, помимо работы? Да – 4, нет – 0
7. Нравится ли Вам Ваша работа? Да – 4, нет – 0
8. Есть ли у Вас друг, которому Вы полностью доверяете? Да – 3, нет – 0
9. Есть ли у Вас любимый человек? Да – 4, нет –0
10. Считаете ли Вы, что должны быть более ответственны на работе? Да –0, нет –2
11. Вы считаете, что должны брать на себя меньше обязательств? Да – 0, нет 2
12. Часто ли Вы испытываете скуку? Да – 0, нет – 2
13. Вы курите? Да – 0, нет – 6
14. Вы курите меньше полпачки в день? Да – 2, нет – 0
15. Употребляете ли Вы алкоголь? Нет – 3, иногда – 2, каждый день – 0
16. Сколько Вы весите? Столько, сколько и должны – 5, до 6 кг выше нормы – 4, на 6-12 кг выше нормы – 2, на 12 и более кг выше нормы – 0
17. Регулярно ли Вы делаете зарядку? Да – 2, нет – 0
18. Вы занимаетесь зарядкой, пока не заболят мышцы? Да –0, нет 1
19. Нужно ли Вам снотворное, чтобы уснуть? Да – 0, нет – 1
20. Всегда ли Вы застегиваете ремень безопасности в машине? Да – 1, нет – 0
21. Часто ли Вы вынуждены покупать лекарства? Да – 0, нет – 2
22. Проверяете ли Вы хоть иногда свое артериальное давление? Да – 1, нет – 0
23. Бывают ли у Вас постоянные болезненные симптомы и Вы при этом не обращаетесь к врачу? Да – 0, нет – 5
24. Занимаетесь ли Вы опасными видами спорта? Да – 0, нет – 3
25. Часто ли Вы беспокоитесь или волнуетесь? Да – 0, нет – 5
Набранные очки подсчитываем. Результаты представлены на слайде.
Слайд 6. Ключ:
50 - 75 очков. Вы ведете здоровый образ жизни. Ваше здоровье не внушает опасения. Вам не о чем особенно беспокоиться. Вам не страшны никакие (даже магнитные) бури.
25 - 49 очков. Вам необходимо изменить образ жизни! Постарайтесь сделать это как можно скорее, иначе Вас ожидают неприятности.
24 - 0 очков. Вам следует всерьез задуматься над тем, какой образ жизни Вы ведете, и постарайтесь изменить его немедленно! Ваше здоровье в опасности!