Груздева Татьяна Витальевна
Здоровый образ жизни у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье детей определяется рядом факторов, среди которых ведущим является образ жизни, модель которого дошкольники перенимают от членов семьи и окружающих их людей. В современном обществе ребенок сталкивается с многообразием примеров образа жизни, которое не всегда является лучшим образцом для него. В результате развитие у дошкольников навыков здорового образа жизни происходит хаотично.
Публикация «Здоровый образ жизни у дошкольников» размещена в разделах
Актуальность развития у детей в дошкольном возрасте представлений о здоровье, ответственного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни подчеркивается в федеральном государственном образовательном 4 стандарте дошкольного образования. В связи с этим необходимо заниматься развитием соответствующих навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Программа развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации будет успешно разработана, если учтены:
• психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
• основные направления развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
• результаты первичной диагностики навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Старшие дошкольники обычно умеют вести себя за столом, контролировать свой внешний вид, чистоту рук, опрятность одежды. Культурно-гигиенические навыки для старших дошкольников превращаются в привычку, т. е. становятся потребностью. Многие культурно-гигиенические правила и бытовые процессы выполняются детьми без напоминания взрослых в связи с формированием осознания их необходимости. В этом возрасте режим дня продолжает играть основную роль в организации бытовой деятельности и формировании гигиенических привычек. Также важным условием закрепления культурно-гигиенических правил выступают систематические повторения данных действий.
На основе сформированных представлений у старших дошкольников постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Старшие дошкольники могут уверенно действовать по инструкции взрослого, выполнять достаточно сложные действия на протяжении продолжительного времени. В это время у детей уже развиты определенные навыки планирования трудовой деятельности. Однако планируют они лишь процесс исполнения и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения.
Пример взрослого приобретает большое значение для воспитания старшего дошкольника, потому что в этом возрасте взрослые пользуются большим авторитетом у детей, оказывают решающее влияние на их психическое развитие. Наряду с родителями и некоторыми другими людьми, воспитатель детского сада является для ребенка значимым взрослым
Современные исследователи рассматривают здоровый образ жизни не только как способ организации всех аспектов жизнедеятельности человека, ориентированный на укрепление здоровья и исполнение установленных правил и норм ЗОЖ. Они относят к этой категории развитие нравственных ценностей, важнейшей из которых является здоровье, сознательного отношения к своему здоровью; и выбор человеком на этой основе модели поведения в различных областях деятельности.
Навыки здорового образа жизни являются именно привычками, так как в них важны не столько сами умения совершать определенные действия, а мотив совершать эти действия автоматически в любом случае. Навыки образуются посредством упражнений, т. е. путем многократных повторений действий. Суть образования навыков заключается в образовании условно-рефлекторных связей.
Практические навыки — автоматизированные действия человека, основанные на навыках, приобретенных на личном опыте (ходить, говорить, писать и другие). Без практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым, невозможна полноценная жизнь и адаптация ребенка к социальным условиям. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не просто рассказывали ребенку как правильно делать то или это, но и показывали все на собственном примере.