лена буреева
здоровьесбережение
▼ Скачать + Заказать документы
Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не задумываетесь о своём будущем, у вас его не будет…».
Наше будущее – наши дети.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов жизни каждого человека. Последние данные статистики показывают, что 75% болезней взрослых заложены в детстве. Мониторинг состояния здоровья дошкольников нашего детского сада показал, что уровень заболеваемости детей острыми респираторными заболеваниями очень высок.
Решение этой проблемы мы нашли, используя здоровьесберегающие технологии.
Публикация «здоровьесбережение» размещена в разделах
Такими технологиями являются кинезиологическая, дыхательная гимнастики и точечный массаж, которые мы активно используем в работе нашего дошкольного учреждения. Остановимся подробно о каждой из них.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья ребёнка через определённые физические упражнения. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциях организма. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций человеческого организма. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивней нагрузка (но оптимальная для возраста ребёнка) тем значительнее эти изменения.
Существует множество комплексов кинезиологической гимнастики. Один из них подходит практически для каждого ребёнка. Это упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Данные упражнения улучшают мыслительную деятельность, запоминание, синхронизирует работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
«Массаж ушных раковин».
«Кивки».
«Ожерелье».
«Потанцуем».
Для тех дошкольных учреждений, где есть психолог возможно применение упражнений для развития либо только левого, либо только правого полушарий головного мозга. Такая работа строится на результатах психодиагностических исследований, и носит психокоррекционный характер.
Следующая технология – дыхательная гимнастика.
Применение этой гимнастики станет более эффективной, если её сочетать с активными движениями и нагрузками. Это приводит к перестройке координационных отношений в функциональной системе дыхания.
Наши наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья показывают, что малоподвижность вызывает значительную задержку физического развития. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда хронических заболеваний. Чтобы этого не случилось мы с младшего дошкольного возраста поддерживаем двигательную деятельность ребё нка во всех формах работы: утренняя гимнастика, прогулка, подвижные игры, физкультминутки, бодрящая гимнастик
Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлинённым выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков, шипящих согласных и произнесением сочетаний звуков. Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме. Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
«Петушок».
«Часики».
«Курносики»
«Шарик».
Точечный массаж- это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения основных точек и разветвлений нервов. Такой элемент тренировки способствует расслаблению мышц и снятию эмоционального напряжения. Делая массаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом.
В массаже задействованы 7 биологически активных точек, с которыми детям удобно работать:
1) Начало надбровных дуг «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли».
2) Переносица «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок».
3) Крылья носа «Опустились чуть пониже и на пальчики подышим».
4) Углы нижней челюсти «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись».
5) Мочки ушей «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть».
6) Ладони «Ручки надо растереть, чтобы больше не болеть».
7) Спина (качание) «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть».
Оптимальное количество круговых движений 16.
Чтобы увеличить интерес детей к данным занятиям этих методик, создать позитивный эмоциональный настрой, к каждому упражнению подобраны короткие стихи.
Заканчивая утренний комплекс упражнений, в который включены данные технологии, дети говорят: «Хотим мы быть весёлыми, красивыми, здоровыми». Эти слова – своеобразная установка для них на весь день.