Анастасия Печенкина
Здоровьесбережение младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект:
«Здоровьесбережение младших школьников»
Тема: Здоровьесбережение младших школьников.
1. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра.
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.
Публикация «Здоровьесбережение младших школьников» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить вставать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда бывает поздно начинать.
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое др. Но, мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие у ребёнка привычки к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.
Давайте задумаемся над этой проблемой! Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка, на основе здоровьесберегающих технологий, должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Это выражается через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни :
• Профилактическая методика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующяя, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж);
• Простейшие навыки оказания первой помощи;
(дети должны знать о своём организме, определять причины и признаки многих заболеваний, уметь оказать первую помощь в экстремальных ситуациях. Понимать, какую опасность таят вредные привычки и необдуманные поступки);
• Привитие детям элементарных навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле, стирка мелких вещей, поддержание порядка в спальне, в шкафу, умение починить свою одежду, заправить постель);
• Здоровьеразвивающие технологии с использованием физкульт минуток и подвижных перемен, проветривание и влажная уборка помещений (это способствует сохранению психического здоровья, ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры, использование физкультминуток на самоподготовке позволяет использовать оставшееся время гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся; после физминуток дети более активные, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний);
• Массовые оздоровительные мероприятия (спортивно – оздоровительные праздники, выход на природу, экскурсии, секции) направлены на развитие желания любить занятия спорта, любить своё тело, формировать понимание знания занятий спортом для всей будущей жизни
• Работа с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через беседы с родителями).
Так же, на мой взгляд, нужно уделять большое внимание основам безопасности жизнедеятельности, куда входят: правила дорожного движения, предупреждение бытового травматизма, безопасность человека.
Очень часто родители в семье говорят ребё нку:»Будешь плохо кушать - заболеешь»! «Не будешь тепло одеваться - простудишься»! и т. д.
Но, практически очень мало говорят детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным», «Не будешь заниматься спортом - трудно будет достичь успехов в учении». Видимо, поэтому, наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов, ставят на первое место многое, но только не здоровье.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной интересной и полноценной жизнью?
Нужно постоянно всем вместе использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.
Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся.
2. Как же данная проблема решается в 4 классе?
Я работаю в этом классе второй год. В классе 17 человек. Класс уже сформирован, ребята имеют представление о гигиене и владеют санитарно – гигиеническими навыками, с желанием посещают уроки физкультуры и спортивные секции, знакомы с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях (в школе, столовой, спальне). Имеют определённые навыки по уходу за своим жилищем. Учитывая низкий уровень этих показателей у данного контингента детей этому направлению необходимо уделить приоритетное внимание, а именно: воспитание потребности в физических упражнениях, освоение отдельных физкультурно – оздоровительных технологий, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно – гигиенических навыков до автоматизма – вот далеко не полный перечень аспектов работы воспитателя по данному направлению, поэтому я составила программу по теме: «Формирование ценностей здорового образа жизни как основы здоровьесбережения учащихся с ограниченными возможностями».
Программа помогает мне в работе более полно охватывать данные направления и с помощью тестирования и диагностической карты воспитанников помогает определить имеющийся объём знаний и навыков учащихся на начало года, и отследить какие изменения произойдут к концу года.
Цель программы:
1. Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек; важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
Задачи программы:
1. Передать знания и создать стойкие убеждения в позитивном поведении по отношению к своему здоровью.
2. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
3. Учить социально – приемлемым способам выхода из трудной ситуации.
4. Помочь осознать личную ответственность за свои поступки.
Основные направления программы:
Блок№1 «Гигиена и здоровье»
Утренняя зарядка, физические упражнения, физкультминутки.
Личная и общественная гигиена.
Блок№2»Основы безопасности жизнедеятельности»
Правила дорожного движения.
Безопасность человека.
Предупреждение бытового травматизма.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка выражается не только через обучение детей, но и через практические занятия. Приведу примеры из направления «Личная и общественная гигиена».
Тема№1 «Беспорядок. Волнует ли он меня».
Цель: формирование бережного отношения к своему жилищу, вещам; коррекция эмоционально – волевой сферы.
Практическая работа.
Воспитатель приглашает двух воспитанников подойти к партам, на одной из них аккуратно сложены книги, тетради, учебники, карандаши, ручки, тетради; на другой – те же школьные принадлежности лежат в беспорядке.
Задание: подайте учебник по чтению, тетрадь по математике, ручку и т. д.
Воспитатель обращает внимание детей на время, затраченное на выполнение домашнего задания первым и вторым воспитанниками. Вывод: если школьные принадлежности в беспорядке, теряется время на их нахождение. Меньше выполняется заданий на уроке.
Воспитатель приглашает двух воспитанников к шкафу, на одной полке которого все вещи сложены аккуратно, а на другой лежат в беспорядке.
Задание: одеться на время.
Вывод: если вещи в беспорядке, теряется время на их нахождение. Меньше остаётся времени на досуг.
Тема№2» Кто я: хозяин или квартирант?»
Цель: отработка чёткой дифференциации понятий «хозяин» - «квартирант»; коррекция активно – волевых дефектов в процессе решения ситуативных задач.
1. Работа над осмыслением понятий.
2. Беседа:
Где вы сейчас проживаете и сколько лет здесь живёте?
Сколько вам ещё здесь жить?
К какой категории себя относите? (квартирант или хозяин? Почему?
Порядок в доме должен поддерживать только хозяин? Да, нет? Почему?
3. Рассказ воспитателя об обязанностях квартиранта и хозяина (плата за жильё, правила проживания).
Как вы считаете, лучше быть квартирантом или хозяином? Обоснуйте свой ответ.
Тема№3.»Уборка квартиры – это удовольствие или тяжкий труд?»
Цель: формирование навыков аккуратности, чёткого и обязательного выполнения инструкций; коррекция внимания.
1. Сообщение темы, цели занятия.
Воспитатель проговаривает тему занятия и даё т установку в конце занятия ответить на вопрос темы: «Уборка – это удовольствие или тяжкий труд?»
2. Упражнение на развитие внимания.
Воспитатель демонстрирует ряд предметов: швабра, ведро, порошок, тряпка, совок и т. д.
Посмотрите внимательно и запомните последовательность предметов. Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет предметы местами или что – то прячет.
Что изменилось? (дети отмечают изменения).
3. Распределение обязанностей на генеральной уборке.
Воспитатель достаёт конверт, в котором лежат карточки разного цвета, на которых написаны задания. Дети по очереди вытягивают карточки и одновременно выполняют задания. Воспитатель обращает их внимание на детали действий, фиксирует время выполнения заданий (3-4 минуты, отмечает трудолюбие и умение детей работать в группе.
Задания:
Расставить книги в шкафу по порядку.
Сложить вещи в шкафчике.
Разобрать обувь и аккуратно составить.
4. Уборка комнат дежурными.
Воспитатель фиксирует чёткость действий, аккуратность уборки, сосредоточенность детей.
Итог занятия. Вопросы:
Какую роль играет настроение во время уборки?
Во время уборки музыка помогает или мешает?
Что лучше: растянуть уборку на целый день или сделать быстро, чётко? Почему? (Больше остаётся времени на отдых).
Эти занятия способствуют лучшему усвоению темы, дают возможность детям поиграть, посоревноваться, пообщаться. Прививают навыки личной и общественной гигиены, которые дети понесут с собой во взрослую жизнь. Аналогичная работа проводится и по другим направлениям, в зависимости от целей занятия и используются различные формы работы:
• Игры (познавательно-развивающие, проблемные, сюжетно-ролевые);
• Тематические беседы;
• Познавательные творческие дела (эстафеты, турнир – викторины);
• Конкурсы;
• Праздники;
• Просмотр видеосюжетов, мультфильмов;
• Экскурсии (в магазин, памятные места, предприятия службы быта);
• Встречи с участниками ВОВ и тыла.
Занятия составляются с учётом возрастных особенностей и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им знания, умения и навыки по формированию представлений о здоровом образе жизни.
В конце учебного года планирую провести тестирование, анализ полученных данных и прогнозирование результатов работы на следующий учебный год для достижения лучших результатов.
Список литературы
1. И. Н. Потапова. Укрепляйте здоровье школьника. Государственное издательство медицинской литературы, 1999.
2. Гигиена здоровья школьника. –М. : Просвещение, 1998. -191 с.
3. Г. И. Куценко. Книга о здоровом образе жизни. – М. : Профиздат, 1997. – 256 с.
4. В. Н. Кардашенко. Воспитание здорового школьника. : Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1996. – 176 с.
5. Зимние игры и развлечения. М., «Физкультура и спорт», 1973. 80 с.
6. Л. М. Шипицина. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. – М. : Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 101 с.
7. Вопросы молодёжи. Практические советы. – М. :Просвещение, 2009. 163 с.
8. Р. Г. Сапожникова. Гигиена обучения в школе. Издательство «Педагогика», Москва, 2004.
9. Б. П. Никитин, А. А. Никитина. Резервы здоровья наших детей. –М. : «Физкультура и спорт», 2009.
10. А. А. Александров, В. Ю. Александровна. Курение и его профилактика в школе. Методическое пособие для учителей и родителей. Издательство «Медиа Сфера», 2006.
11. А. И. Перминёв, Л. Н. Полоцкая. Система воспитательной работы по социализации личности в специальной (коррекционной) школе-интернате. Омск. ОмГПУ, 2007. 164 с.