МААМ-картинки

Здоровьесбережение младших школьников

Анастасия Печенкина
Здоровьесбережение младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Проект:

«Здоровьесбережение младших школьников»

Тема: Здоровьесбережение младших школьников.

1. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра.

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

Публикация «Здоровьесбережение младших школьников» размещена в разделах

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить вставать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда бывает поздно начинать.

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое др. Но, мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие у ребёнка привычки к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Давайте задумаемся над этой проблемой! Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка, на основе здоровьесберегающих технологий, должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Это выражается через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни :

• Профилактическая методика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующяя, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж);

• Простейшие навыки оказания первой помощи;

(дети должны знать о своём организме, определять причины и признаки многих заболеваний, уметь оказать первую помощь в экстремальных ситуациях. Понимать, какую опасность таят вредные привычки и необдуманные поступки);

• Привитие детям элементарных навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле, стирка мелких вещей, поддержание порядка в спальне, в шкафу, умение починить свою одежду, заправить постель);

Здоровьеразвивающие технологии с использованием физкульт минуток и подвижных перемен, проветривание и влажная уборка помещений (это способствует сохранению психического здоровья, ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры, использование физкультминуток на самоподготовке позволяет использовать оставшееся время гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся; после физминуток дети более активные, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний);

• Массовые оздоровительные мероприятия (спортивно – оздоровительные праздники, выход на природу, экскурсии, секции) направлены на развитие желания любить занятия спорта, любить своё тело, формировать понимание знания занятий спортом для всей будущей жизни

• Работа с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через беседы с родителями).

Так же, на мой взгляд, нужно уделять большое внимание основам безопасности жизнедеятельности, куда входят: правила дорожного движения, предупреждение бытового травматизма, безопасность человека.

Очень часто родители в семье говорят ребё нку:»Будешь плохо кушать - заболеешь»! «Не будешь тепло одеваться - простудишься»! и т. д.

Но, практически очень мало говорят детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным», «Не будешь заниматься спортом - трудно будет достичь успехов в учении». Видимо, поэтому, наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов, ставят на первое место многое, но только не здоровье.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной интересной и полноценной жизнью?

Нужно постоянно всем вместе использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.

Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся.

2. Как же данная проблема решается в 4 классе?

Я работаю в этом классе второй год. В классе 17 человек. Класс уже сформирован, ребята имеют представление о гигиене и владеют санитарно – гигиеническими навыками, с желанием посещают уроки физкультуры и спортивные секции, знакомы с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях школе, столовой, спальне). Имеют определённые навыки по уходу за своим жилищем. Учитывая низкий уровень этих показателей у данного контингента детей этому направлению необходимо уделить приоритетное внимание, а именно: воспитание потребности в физических упражнениях, освоение отдельных физкультурно – оздоровительных технологий, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно – гигиенических навыков до автоматизма – вот далеко не полный перечень аспектов работы воспитателя по данному направлению, поэтому я составила программу по теме: «Формирование ценностей здорового образа жизни как основы здоровьесбережения учащихся с ограниченными возможностями».

Программа помогает мне в работе более полно охватывать данные направления и с помощью тестирования и диагностической карты воспитанников помогает определить имеющийся объём знаний и навыков учащихся на начало года, и отследить какие изменения произойдут к концу года.

Цель программы:

1. Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек; важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

Задачи программы:

1. Передать знания и создать стойкие убеждения в позитивном поведении по отношению к своему здоровью.

2. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

3. Учить социально – приемлемым способам выхода из трудной ситуации.

4. Помочь осознать личную ответственность за свои поступки.

Основные направления программы:

Блок№1 «Гигиена и здоровье»

Утренняя зарядка, физические упражнения, физкультминутки.

Личная и общественная гигиена.

Блок№2»Основы безопасности жизнедеятельности»

Правила дорожного движения.

Безопасность человека.

Предупреждение бытового травматизма.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка выражается не только через обучение детей, но и через практические занятия. Приведу примеры из направления «Личная и общественная гигиена».

Тема№1 «Беспорядок. Волнует ли он меня».

Цель: формирование бережного отношения к своему жилищу, вещам; коррекция эмоционально – волевой сферы.

Практическая работа.

Воспитатель приглашает двух воспитанников подойти к партам, на одной из них аккуратно сложены книги, тетради, учебники, карандаши, ручки, тетради; на другой – те же школьные принадлежности лежат в беспорядке.

Задание: подайте учебник по чтению, тетрадь по математике, ручку и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на время, затраченное на выполнение домашнего задания первым и вторым воспитанниками. Вывод: если школьные принадлежности в беспорядке, теряется время на их нахождение. Меньше выполняется заданий на уроке.

Воспитатель приглашает двух воспитанников к шкафу, на одной полке которого все вещи сложены аккуратно, а на другой лежат в беспорядке.

Задание: одеться на время.

Вывод: если вещи в беспорядке, теряется время на их нахождение. Меньше остаётся времени на досуг.

Тема№2» Кто я: хозяин или квартирант?»

Цель: отработка чёткой дифференциации понятий «хозяин» - «квартирант»; коррекция активно – волевых дефектов в процессе решения ситуативных задач.

1. Работа над осмыслением понятий.

2. Беседа:

Где вы сейчас проживаете и сколько лет здесь живёте?

Сколько вам ещё здесь жить?

К какой категории себя относите? (квартирант или хозяин? Почему?

Порядок в доме должен поддерживать только хозяин? Да, нет? Почему?

3. Рассказ воспитателя об обязанностях квартиранта и хозяина (плата за жильё, правила проживания).

Как вы считаете, лучше быть квартирантом или хозяином? Обоснуйте свой ответ.

Тема№3.»Уборка квартиры – это удовольствие или тяжкий труд?»

Цель: формирование навыков аккуратности, чёткого и обязательного выполнения инструкций; коррекция внимания.

1. Сообщение темы, цели занятия.

Воспитатель проговаривает тему занятия и даё т установку в конце занятия ответить на вопрос темы: «Уборка – это удовольствие или тяжкий труд?»

2. Упражнение на развитие внимания.

Воспитатель демонстрирует ряд предметов: швабра, ведро, порошок, тряпка, совок и т. д.

Посмотрите внимательно и запомните последовательность предметов. Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет предметы местами или что – то прячет.

Что изменилось? (дети отмечают изменения).

3. Распределение обязанностей на генеральной уборке.

Воспитатель достаёт конверт, в котором лежат карточки разного цвета, на которых написаны задания. Дети по очереди вытягивают карточки и одновременно выполняют задания. Воспитатель обращает их внимание на детали действий, фиксирует время выполнения заданий (3-4 минуты, отмечает трудолюбие и умение детей работать в группе.

Задания:

Расставить книги в шкафу по порядку.

Сложить вещи в шкафчике.

Разобрать обувь и аккуратно составить.

4. Уборка комнат дежурными.

Воспитатель фиксирует чёткость действий, аккуратность уборки, сосредоточенность детей.

Итог занятия. Вопросы:

Какую роль играет настроение во время уборки?

Во время уборки музыка помогает или мешает?

Что лучше: растянуть уборку на целый день или сделать быстро, чётко? Почему? (Больше остаётся времени на отдых).

Эти занятия способствуют лучшему усвоению темы, дают возможность детям поиграть, посоревноваться, пообщаться. Прививают навыки личной и общественной гигиены, которые дети понесут с собой во взрослую жизнь. Аналогичная работа проводится и по другим направлениям, в зависимости от целей занятия и используются различные формы работы:

• Игры (познавательно-развивающие, проблемные, сюжетно-ролевые);

• Тематические беседы;

• Познавательные творческие дела (эстафеты, турнир – викторины);

• Конкурсы;

• Праздники;

• Просмотр видеосюжетов, мультфильмов;

• Экскурсии (в магазин, памятные места, предприятия службы быта);

• Встречи с участниками ВОВ и тыла.

Занятия составляются с учётом возрастных особенностей и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им знания, умения и навыки по формированию представлений о здоровом образе жизни.

В конце учебного года планирую провести тестирование, анализ полученных данных и прогнозирование результатов работы на следующий учебный год для достижения лучших результатов.

Список литературы

1. И. Н. Потапова. Укрепляйте здоровье школьника. Государственное издательство медицинской литературы, 1999.

2. Гигиена здоровья школьника. –М. : Просвещение, 1998. -191 с.

3. Г. И. Куценко. Книга о здоровом образе жизни. – М. : Профиздат, 1997. – 256 с.

4. В. Н. Кардашенко. Воспитание здорового школьника. : Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1996. – 176 с.

5. Зимние игры и развлечения. М., «Физкультура и спорт», 1973. 80 с.

6. Л. М. Шипицина. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. – М. : Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 101 с.

7. Вопросы молодёжи. Практические советы. – М. :Просвещение, 2009. 163 с.

8. Р. Г. Сапожникова. Гигиена обучения в школе. Издательство «Педагогика», Москва, 2004.

9. Б. П. Никитин, А. А. Никитина. Резервы здоровья наших детей. –М. : «Физкультура и спорт», 2009.

10. А. А. Александров, В. Ю. Александровна. Курение и его профилактика в школе. Методическое пособие для учителей и родителей. Издательство «Медиа Сфера», 2006.

11. А. И. Перминёв, Л. Н. Полоцкая. Система воспитательной работы по социализации личности в специальной (коррекционной) школе-интернате. Омск. ОмГПУ, 2007. 164 с.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Интеллектуальный праздник «Тайны Ямала» для младших школьников ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК «ТАЙНЫ ЯМАЛА» Цель: формирование познавательного интереса, патриотическое воспитание подрастающего поколения,.

«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников Цели: расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном селе, приобщать младших школьников к истокам русского патриотизма,.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфиейПрописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия - это.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесбережение младших школьников
Опубликовано: 27 января 2020 в 17:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесбережение младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Печенкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД