МААМ-картинки

Здоровьесбережение детей раннего возраста

Ольга Синеок
Здоровьесбережение детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ

В современной национальной образовательной политике задача здоровьясбережения подрастающего поколения является приоритетной на всех его уровнях. На этапе дошкольного образования здоровьесберегающая составляющая процесса образования и воспитания становится фундаментальной, так как детство является этапом формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольникам.

Публикация «Здоровьесбережение детей раннего возраста» размещена в разделах

Проанализировав программные задачи примерной общеобразовательной программы ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ (Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.) можно сделать вывод, что комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей становится стратегической задачей дошкольного образования. Задачи по сохранению и укреплению здоровья детей, обеспечивания их полноценного физического развития и поддерживания эмоциональное положительное состояние основные и первостепенные в воспитании и обучении детей согласно программе «От рождения до школы» в раннем возрасте.

Ранний возраст самоценен как сам по себе, так и с позиции перспективы формирования основ физического, психического и социального развития. Но педагогические воздействия достигнут цели лишь в случае педагогически грамотного руководства взрослого, знания им особенностей развития детей в данном возрастном периоде, и в соответствии с этим, применение в процессе обучения и воспитания подходящих здоровьесберегающих технологий и методик.

Здоровьесберегающий педагогический процесс воспитания и обучения в ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках, определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.

Важно учитывать, что здоровьесберегающие технологии в зависимости от целей и решаемых задач делятся на:

-медико-профuлактические;

-физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- непосредственно здоровьесберегающие технологии и методики здоровьясбережения.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании характеризуются сохранением и приумножением здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. К ним относятся: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Хотелось бы сразу проанализировать примерную общеобразовательную программу и рабочую программу по данному пункту здоровьесбережения воспитанников ДОУ раннего возраста (от 1 года до 2).

Так, в программе «От рождения до школы» существует конкретно указанная длительность игр-занятий (от 6 до 10 минут) т. е. образовательная нагрузка).

В рабочей программе воспитателя для каждой образовательной деятельности введено понятие «регулирование образовательной нагрузки» (до 10 минут) с учетом возрастных особенностей, быстрой утомляемости и нестабильности эмоциональных состояний у детей раннего возраста. Вот как раз в рамках данного понятия можно разработать систему здоровьесберегающих для каждой образовательной деятельности с учетом ее специфики, умственной и физической нагрузки, а также энергетических затрат, которые будут способствовать познавательной мотивации воспитанников, снятию мышечного напряжения, повышению двигательной активности, (например подборку пальчиковых игр, игр-имитаций, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики и др., и включать в совместную образовательную деятельность. Тем самым, оптимальный здоровьесберегающий режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, комфортная организация режимных моментов, позволят достичь максимального здоровьесберегающего эффекта воспитательно-образовательного процесса.

Далее, в программе «От рождения до школы» сказано следующее: «осуществлять оздоровительно-закаливающие процедуры с использованием естественных факторов: воздуха, солнца, воды. В групповых помещениях поддерживать постоянную температуру воздуха (+21-22 °С). Одежда детей в помещении должна быть двухслойной. Во время сна поддерживать в спальне прохладную температуру (+15-16 °С). Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня.

Что касается закаливания, для раннего возраста этот вопрос очень неоднозначный и имеет множество «но» в силу возрастных факторов, адаптационных, климатических (частоболеющие дети, и нежелания родителей подвергать ослабленных от эмоционального-психологического стресса детей дополнительным стрессам для маленького организма.

Снимая с себя ответственность за последствия, необходимо ознакомить родителей сов всеми видами закаливания для данного возраста, провести опрос среди родителей и как правомерно замечено в программе «От рождения до школы» : «Вопрос о характере специальных закаливающих процедур должен решаться администрацией и медицинским персоналом дошкольного учреждения с учетом пожеланий родителей».

Вместе с тем, одним же из эффективных закаливающих мероприятий является прогулка с детьми в любую погоду не менее 4 часов (в зимнее время —до температуры -15 °С). В ненастье можно гулять с детьми на крытой веранде, организуя подвижные игры (зайчики скачут на лужайке, мышки убегают от кота в норки и др.).

Хотелось бы обратить особое внимание, что в режим дня в рабочей программе воспитателя с целью реализации требований СанПин включена прогулка и внесены изменения с учетом особенностей климатических условий Крайнего севера (время прогулки снижено до 1 часа).

Тем не менее, если учитывать сложность и длительность адаптационных периодов в данных возрастных группах, повышенным показателем заболеваемости детей в этот период, а так же учетом неблагоприятных температурных режимов нашего северного региона можно дополнительно разработать вариативные здоровьесберегающие динамичные часы, которая будет характеризоваться доступной воспроизводимостью, включать в себя набор определенных профессиональных действий педагога, с четким указанием видов здоровьесберегающей деятельности, их длительности, месте и способе проведения, что позволит педагогу еще на этапе проектирования данного вида взаимодействия с детьми скорректировать и использовать то, что подойдет детям в данный момент, тем самым продемонстрировав не только актуальность, но и реальную реализацию задач здоровьясбережения и здоровьеобогащения в воспитательно-образовательном процессе (подвижные и малоподвижные игры, музыкально-ритмичные, игры-имитации, массаж стоп: упражнения по профилактике плоскостопия, игры на стабилизацию эмоциональных состояний, аэроигры (дыхательные упражнения) так как замены этого часа, отведенного для прогулки и не всегда реализуемого в режиме дня, не предусматривается в рабочей программе. Также, данная системы работы по здоровьесбережению воспитанников, позволит избежать сомнений со стороны родителей в реализации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего режима воспитания и обучения дошкольников в ДОУ в региональных климатических условиях.

В отношении лечебно-профилактического здоровьесбережения детей раннего возраста (фито-, витаминотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей) необходимо ставить в известность родителей, выявлять аллергенных детей и проводить все процедуры с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. В зимний период для профилактики простудных заболеваний применение в работе аэрофитотерапии также проводится с согласия родителей и определяются менее аллергенные масла ( использование масел: масло чайного, розового дерева, лимона идр. др. др. Для релаксации детей возможно использование спокойной музыки, звуки природы (шум дождя, пение птиц, журчание воды, шелест листьев).

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. (подвижные и малоподвижные игры, точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора Аллы Алексеевны УМАНСКОЙ; игровой массаж

(Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей

А. Уманской и К. Динейки) : закаливающее дыхании в игровой форме «поиграем с носиком»; гимнастика пробуждения; ходьба босиком по ребристым дорожкам; гимнастика для стоп).

Если обратить внимание на рабочую программу воспитателя для раннего возраста мы увидим сквозное использование физкультурно-оздоровительной работы в разных формах организации образовательного процесса (это видно, например, из перспективно-тематического планирования по осуществлению образовательной деятельности в вариативной части (части Программы, формируемой участниками образовательных отношений) «Формирование личности детей дошкольного возраста, средствами подвижных игр», однако используемые игры и технологии достаточно однообразно, что можно исправить, расширив спектр действия здоровьесберегающих технологий на организм ребенка (артикуляционная, дыхательная, глазная, пальчиковая, и др.) не зацикливаясь на распространенных видах (фикультминутка, подвижная игра).

В рабочей программе воспитателя прослеживается тенденция к полноценной реализации ФГОС ДО со стороны педагогического профессионализма и выражается она в учете и конкретизации способов поддержки детской инициативы, в рамках каждой образовательной области. Так, в физическом развитии это выражается в создании условий, в позиции педагога, в организации деятельности, способствующих реализации поставленных задач в процессе образовательной деятельности. Можно расширить данный пункт программы с учетом применения здоровьесберегающих технологий в процессе образовательного взаимодействия с воспитанниками и создать условия (обозначить их также в таблице) для их осуществления, согласно особенностям деятельности (если умственная нагрузка превалирует, возможно, применить малоподвижную игру, игру-имитацию или пальчиковую игру подходящую по смыслу занятия, и имеющую, возможно, закрепляющую функцию (например, закрепить характеристики животных, демонстрируя их манеру поведения, движения, звукопроизношения, или закрепить свойства воздуха и провести дыхательную гимнастику: подуть на снежинки, листочки, в зависимости от времени года, дуть воздушные пузыри, чем можно благоприятно повлиять и на эмоциональное состояние малышей; дышим в трубочки, дуем на пёрышки, на бумажные кораблики в тазу с водой, надуваем шарики, что благоприятно действует на состояние здоровья детей. Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к инфекциям. Можно проводить миогимнастику: эти упражнения стимулируют развитие мышц лица, способствуют навыкам правильного глотания, предупреждают челюстную деформацию. Для предупреждения близорукости эффективно применение комплекса упражнений для глаз и упражнения на тренажере для коррекции зрения (В. Ф. Базарного); игры с игрушками, хороводы в масках, прятки, жмурки. Эти упражнения способствуют укреплению глазных мышц, сосредоточию внимания. Так же можно использовать игры с водой (фонтанчики, мельницы); игры с песком пересыпание песка, рисование пальчиками на песке, выкладывание формочек; рисование пальчиками красками и палочками.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Очень удачно реализовать эти первоначальные задачи валеологического воспитания в раннем возрасте можно с помощью игровой деятельности («Катя заболела», «Лечим Мишке лоб»; «Витаминки на тарелке» и др) так же эффективно использование валеологических песенок-распевок в режиме дня). В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Данная целенаправленная работа по здоровьесбережению в раннем возрасте позволит достичь реализации главной задачи, которой является охрана и укрепление здоровья детей, профилактика негативных эмоций, совершенствование всех функций организма

Публикации по теме:

Сценарий досуга-утренника для детей группы раннего возраста от 1,6 до 2 лет «Осень в гостях у детей»Сценарий досуга-утренника для детей группы раннего возраста от 1,6 до 2 лет «Осень в гостях у детей» Дейст. лица: взрослые - воспитатель, Осень; дети. Приготовить: корзинка с угощением (яблоки, груши, листики (дубовые, кленовые, игрушки:.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Бизикуб для детей раннего возрастаБизикуб для детей раннего возраста Татьяна Александровна Якшина Бизиборд или Бизикуб. Бизиборд (от англ. busy board, занимательная доска) – это деревянная доска с различными.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесбережение детей раннего возраста
Опубликовано: 29 апреля 2021 в 19:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесбережение детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Синеок в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД