Ольга Синеок
Здоровьесбережение детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
В современной национальной образовательной политике задача здоровьясбережения подрастающего поколения является приоритетной на всех его уровнях. На этапе дошкольного образования здоровьесберегающая составляющая процесса образования и воспитания становится фундаментальной, так как детство является этапом формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольникам.
Публикация «Здоровьесбережение детей раннего возраста» размещена в разделах
Проанализировав программные задачи примерной общеобразовательной программы ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ (Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.) можно сделать вывод, что комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей становится стратегической задачей дошкольного образования. Задачи по сохранению и укреплению здоровья детей, обеспечивания их полноценного физического развития и поддерживания эмоциональное положительное состояние основные и первостепенные в воспитании и обучении детей согласно программе «От рождения до школы» в раннем возрасте.
Ранний возраст самоценен как сам по себе, так и с позиции перспективы формирования основ физического, психического и социального развития. Но педагогические воздействия достигнут цели лишь в случае педагогически грамотного руководства взрослого, знания им особенностей развития детей в данном возрастном периоде, и в соответствии с этим, применение в процессе обучения и воспитания подходящих здоровьесберегающих технологий и методик.
Здоровьесберегающий педагогический процесс воспитания и обучения в ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках, определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.
Важно учитывать, что здоровьесберегающие технологии в зависимости от целей и решаемых задач делятся на:
-медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- непосредственно здоровьесберегающие технологии и методики здоровьясбережения.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании характеризуются сохранением и приумножением здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. К ним относятся: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Хотелось бы сразу проанализировать примерную общеобразовательную программу и рабочую программу по данному пункту здоровьесбережения воспитанников ДОУ раннего возраста (от 1 года до 2).
Так, в программе «От рождения до школы» существует конкретно указанная длительность игр-занятий (от 6 до 10 минут) т. е. образовательная нагрузка).
В рабочей программе воспитателя для каждой образовательной деятельности введено понятие «регулирование образовательной нагрузки» (до 10 минут) с учетом возрастных особенностей, быстрой утомляемости и нестабильности эмоциональных состояний у детей раннего возраста. Вот как раз в рамках данного понятия можно разработать систему здоровьесберегающих для каждой образовательной деятельности с учетом ее специфики, умственной и физической нагрузки, а также энергетических затрат, которые будут способствовать познавательной мотивации воспитанников, снятию мышечного напряжения, повышению двигательной активности, (например подборку пальчиковых игр, игр-имитаций, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики и др., и включать в совместную образовательную деятельность. Тем самым, оптимальный здоровьесберегающий режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, комфортная организация режимных моментов, позволят достичь максимального здоровьесберегающего эффекта воспитательно-образовательного процесса.
Далее, в программе «От рождения до школы» сказано следующее: «осуществлять оздоровительно-закаливающие процедуры с использованием естественных факторов: воздуха, солнца, воды. В групповых помещениях поддерживать постоянную температуру воздуха (+21-22 °С). Одежда детей в помещении должна быть двухслойной. Во время сна поддерживать в спальне прохладную температуру (+15-16 °С). Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня.
Что касается закаливания, для раннего возраста этот вопрос очень неоднозначный и имеет множество «но» в силу возрастных факторов, адаптационных, климатических (частоболеющие дети, и нежелания родителей подвергать ослабленных от эмоционального-психологического стресса детей дополнительным стрессам для маленького организма.
Снимая с себя ответственность за последствия, необходимо ознакомить родителей сов всеми видами закаливания для данного возраста, провести опрос среди родителей и как правомерно замечено в программе «От рождения до школы» : «Вопрос о характере специальных закаливающих процедур должен решаться администрацией и медицинским персоналом дошкольного учреждения с учетом пожеланий родителей».
Вместе с тем, одним же из эффективных закаливающих мероприятий является прогулка с детьми в любую погоду не менее 4 часов (в зимнее время —до температуры -15 °С). В ненастье можно гулять с детьми на крытой веранде, организуя подвижные игры (зайчики скачут на лужайке, мышки убегают от кота в норки и др.).
Хотелось бы обратить особое внимание, что в режим дня в рабочей программе воспитателя с целью реализации требований СанПин включена прогулка и внесены изменения с учетом особенностей климатических условий Крайнего севера (время прогулки снижено до 1 часа).
Тем не менее, если учитывать сложность и длительность адаптационных периодов в данных возрастных группах, повышенным показателем заболеваемости детей в этот период, а так же учетом неблагоприятных температурных режимов нашего северного региона можно дополнительно разработать вариативные здоровьесберегающие динамичные часы, которая будет характеризоваться доступной воспроизводимостью, включать в себя набор определенных профессиональных действий педагога, с четким указанием видов здоровьесберегающей деятельности, их длительности, месте и способе проведения, что позволит педагогу еще на этапе проектирования данного вида взаимодействия с детьми скорректировать и использовать то, что подойдет детям в данный момент, тем самым продемонстрировав не только актуальность, но и реальную реализацию задач здоровьясбережения и здоровьеобогащения в воспитательно-образовательном процессе (подвижные и малоподвижные игры, музыкально-ритмичные, игры-имитации, массаж стоп: упражнения по профилактике плоскостопия, игры на стабилизацию эмоциональных состояний, аэроигры (дыхательные упражнения) так как замены этого часа, отведенного для прогулки и не всегда реализуемого в режиме дня, не предусматривается в рабочей программе. Также, данная системы работы по здоровьесбережению воспитанников, позволит избежать сомнений со стороны родителей в реализации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего режима воспитания и обучения дошкольников в ДОУ в региональных климатических условиях.
В отношении лечебно-профилактического здоровьесбережения детей раннего возраста (фито-, витаминотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей) необходимо ставить в известность родителей, выявлять аллергенных детей и проводить все процедуры с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. В зимний период для профилактики простудных заболеваний применение в работе аэрофитотерапии также проводится с согласия родителей и определяются менее аллергенные масла ( использование масел: масло чайного, розового дерева, лимона идр. др. др. Для релаксации детей возможно использование спокойной музыки, звуки природы (шум дождя, пение птиц, журчание воды, шелест листьев).
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. (подвижные и малоподвижные игры, точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора Аллы Алексеевны УМАНСКОЙ; игровой массаж
(Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей
А. Уманской и К. Динейки) : закаливающее дыхании в игровой форме «поиграем с носиком»; гимнастика пробуждения; ходьба босиком по ребристым дорожкам; гимнастика для стоп).
Если обратить внимание на рабочую программу воспитателя для раннего возраста мы увидим сквозное использование физкультурно-оздоровительной работы в разных формах организации образовательного процесса (это видно, например, из перспективно-тематического планирования по осуществлению образовательной деятельности в вариативной части (части Программы, формируемой участниками образовательных отношений) «Формирование личности детей дошкольного возраста, средствами подвижных игр», однако используемые игры и технологии достаточно однообразно, что можно исправить, расширив спектр действия здоровьесберегающих технологий на организм ребенка (артикуляционная, дыхательная, глазная, пальчиковая, и др.) не зацикливаясь на распространенных видах (фикультминутка, подвижная игра).
В рабочей программе воспитателя прослеживается тенденция к полноценной реализации ФГОС ДО со стороны педагогического профессионализма и выражается она в учете и конкретизации способов поддержки детской инициативы, в рамках каждой образовательной области. Так, в физическом развитии это выражается в создании условий, в позиции педагога, в организации деятельности, способствующих реализации поставленных задач в процессе образовательной деятельности. Можно расширить данный пункт программы с учетом применения здоровьесберегающих технологий в процессе образовательного взаимодействия с воспитанниками и создать условия (обозначить их также в таблице) для их осуществления, согласно особенностям деятельности (если умственная нагрузка превалирует, возможно, применить малоподвижную игру, игру-имитацию или пальчиковую игру подходящую по смыслу занятия, и имеющую, возможно, закрепляющую функцию (например, закрепить характеристики животных, демонстрируя их манеру поведения, движения, звукопроизношения, или закрепить свойства воздуха и провести дыхательную гимнастику: подуть на снежинки, листочки, в зависимости от времени года, дуть воздушные пузыри, чем можно благоприятно повлиять и на эмоциональное состояние малышей; дышим в трубочки, дуем на пёрышки, на бумажные кораблики в тазу с водой, надуваем шарики, что благоприятно действует на состояние здоровья детей. Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к инфекциям. Можно проводить миогимнастику: эти упражнения стимулируют развитие мышц лица, способствуют навыкам правильного глотания, предупреждают челюстную деформацию. Для предупреждения близорукости эффективно применение комплекса упражнений для глаз и упражнения на тренажере для коррекции зрения (В. Ф. Базарного); игры с игрушками, хороводы в масках, прятки, жмурки. Эти упражнения способствуют укреплению глазных мышц, сосредоточию внимания. Так же можно использовать игры с водой (фонтанчики, мельницы); игры с песком пересыпание песка, рисование пальчиками на песке, выкладывание формочек; рисование пальчиками красками и палочками.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Очень удачно реализовать эти первоначальные задачи валеологического воспитания в раннем возрасте можно с помощью игровой деятельности («Катя заболела», «Лечим Мишке лоб»; «Витаминки на тарелке» и др) так же эффективно использование валеологических песенок-распевок в режиме дня). В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Данная целенаправленная работа по здоровьесбережению в раннем возрасте позволит достичь реализации главной задачи, которой является охрана и укрепление здоровья детей, профилактика негативных эмоций, совершенствование всех функций организма