Любовь Яковлева
Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация - это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды каждому человеку попавшему в новую непривычную обстановку требуется немало времени и моральных сил для того чтобы освоится. Гораздо сложнее приходится в подобной ситуации ребенку. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказа от еды, частым болезням, психической регрессии). От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Поэтому необходимо, чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался и прошел как можно быстрее и легче для ребенка. Это наша главная задача в этот период. Во время адаптационного периода используем гибкость в режимных процессах принимаем детей сначала на два часа, затем удлиняем время пребывания с учетом того как быстро ребенок привыкает. Чтобы процесс адаптации не затягивался, в первые дни пребывания ребенка в детском саду мы предлагаем родителям побыть вместе с ним в группе. Это конечно усложняет работу воспитателя, но мы пошли на это, потому что ребенку так лучше. Это помогает ему чувствовать себя более уверенно и смягчает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении. В период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослым чрезвычайно острая и это нужно учитывать. Ласковое обращение с ребенком, пребывание малыша на руках воспитателя дает ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Мы стараемся установить телесный контакт с ребенком, чтобы в период адаптации добиться максимально возможного психологического комфортного пребывания в детском саду и некоторым детям важно объяснить, что здесь в садике безопасно именно на таком языке. Встречаем детей всегда с улыбкой, даем им понять, что мы рады их видеть, говорим, что сильно соскучились. Это дает возможность почувствовать детям, что они любимы, что им в саду рады. Кроме того облегчить ребенку привыкание помогают некоторые несложные приемы. Просим приносить с собой из дома любимые игрушки, которую, малыш, если загрустит, сможет прижать к себе, почувствовать себя более спокойно. Если есть устойчивая привычка (сосать палец, соску, бутылку) мы ни в коем случаи не отучаем от нее в адаптационный период. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности направленной на формирование эмоциональных контактов с воспитателем и с другими детьми. Основная задача игр в этот период-формирование эмоционального контакта доверия детей к воспитателю. Для этого активно используем игры-забавы такие как «Выдувание мыльных пузырей», «Подбрось воздушный шарик (мяч)», «Игры с кистями рук», «Мы топаем ногами». Также используем в течения дня художественное слово, читаем сказки, потешки, стихи, что очень радует детей и облегчает душевные страдания ребенка. Лучшее лекарство от стресса - смех. Стараемся создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используем игрушки-забавы. Дети раннего возраста еще плохо владеют речью и поэтому не могут выразить свои переживания словами. Но ведь любимым занятием детей является рисование. Особое удовольствие детям доставляет рисование фломастерами, разноцветными маркерами, цветными мелками, красками. Таким образом, ребенок преодолевает свои страхи, и процесс адаптации пройдет легче. Периодически включаем негромкую, спокойную музыку, веселые детские песенки для того чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течения дня, избежать обыденности обстановки. Как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому мы проводим с родителями беседы, консультации, знакомим с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием. Первое родительское собрание проводим в нетрадиционной форме совместно с педагогом-психологом, медсестрой. На собрании рассказываем родителям о периоде адаптации, даем практические советы, как должны вести себя родные и близкие. Выясняем у них особенности характера и поведения ребенка: Преобладающее настроение. Длительность сна и его характер, Аппетит ребенка, Нежелательные привычки, Навыки самообслуживания, Особенности поведения, Любимая игрушка, сказка, Как ласково называют родители. Непреложное правило - не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для нас профессиональными проблемами. Ежедневно беседуя с родителями, стараемся вселить в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка. Данная система работы, на наш взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.