Айгуль Гусева
Здоровьесберегающие технологии в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых актуальных проблем в современном обществе является проблема сохранения здоровья.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в старшей группе детского сада» размещена в разделах
Ключевой задачей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Образовательное направление «Физическое развитие» включает в себя приобретение опыта в двигательной деятельности детей, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
В связи с этим в своей работе со старшими дошкольниками я поставила следующую цель: обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в период детства, сформировать у него представления о здоровом образе жизни. Для реализации поставленной цели мною были подобраны и внедрены здоровьесберегающие педагогические технологии :
- технология сохранения и стимулирования здоровья («Тропа здоровья», динамические паузы, гимнастика бодрящая, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, подвижные и спортивные игры, релаксация);
- технология обучения здоровому образу жизни (игротерапия, беседы).
Моя работа состояла из четырех основных этапов. На первом этапе я проанализировала состояние здоровья, физическое развитие дошкольников, а также здоровьесберегающую развивающую среду в группе.
Второй этап – организация здоровьесберегающего образовательного пространства. В группе был оборудован «Уголок здоровья», оснащенный различными пособиями (массажные коврики, массажеры, спортивный инвентарь, схемы для точечного массажа, книги, энциклопедии, иллюстрации и т. д.).
С воспитанниками проводится цикл бесед по валеологии («Познай себя», «Эмоциональное здоровье», «Экстремальные ситуации», «ЗОЖ»). В группе созданы условия для основной деятельности детей – игровой. Были изготовлены настольно-печатные дидактические игры («Чистим зубы правильно», «Бережем уши», «Спорт – это здоровье», имеются вносные коробки с атрибутами для сюжетно-ролевых игр: больница, строение человеческого тела и другие. С детьми организован оптимальный двигательный режим. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) я включила в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики : двигательные переменки между занятиями; пятиминутки здоровья; проведение дней здоровья; физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице.
В структуру режима дня добавлены различные приемы и способы оздоровления : гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения); пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции); дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки); гимнастика бодрящая (ежедневно после дневного сна, 5-10 минут); точечный массаж; релаксация (использование спокойной классической музыки – Чайковский, Рахманинов, звуки природы).
Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием природных, целительных факторов в МАДОУ № 567 была организована «Тропа здоровья. Целью создания «Тропы здоровья» является: физкультурно-оздоровительная работа.
Основными задачами обустройства «Тропы здоровья» являются:
- профилактика плоскостопия;
- улучшение координации движений;
- улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- повышение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям;
- улучшение эмоционально-психического состояния детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни.
Третий этап работы основан на принципе образовательного стандарта – сотрудничество ДОУ с семьей, решается задача ФГОС – повышение компетентности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей следующим образом:
-оформление информационных стендов для родителей в группе;
-родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
-консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдение личной гигиены.
-привлечение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.
Четвертый этап работы – обработка результатов.
В результате проведенной работы у детей улучшилось эмоционально-психическое состояние, снизилась заболеваемость, уменьшилось количество пропусков по простудным заболеваниям, повысилась посещаемость в среднем на 3, 2%. Ежедневные занятия детей на «Тропе здоровья» способствуют формированию правильной осанки, положительной динамики росто-весовых показателей; желанию дошкольников заниматься спортом на свежем воздухе.