Анастасия Клепикова
Здоровьесберегающие технологии в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. Ведь именно до 7 лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладывается основные черты личности, формируется характер.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Поэтому тема моей самообразовательной работы звучит так применение здоровьесберегающих технологий. Главная цель работы сохранять и укреплять их здоровье. Дошкольное детство — важный период в формировании правильной осанки, так как несмотря на возросшие функциональные возможности организма ребенка, его костная система еще находится в стадии формирования. Осанка — это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.
При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.
При любой работе, любом виде спорта необходимо уметь держать свое тело. Правильная осанка, сочетающаяся с координированными, слаженными и ловкими движениями, делает человека сильным, красивым.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий :
1. Здоровье физическое.
2. Здоровье психическое.
3. Здоровье социальное.
4. Здоровье нравственное.
Критерии оценки здоровья :
• Уровень работоспособности.
• Оценка наличия вредных привычек.
• Выявление физических дефектов.
• Оптимальный двигательный режим.
• Рациональное питание.
• Закаливание и личная гигиена.
• Положительные эмоции.
• Социальное благополучие.
Принципы здоровьесберегающих технологий :
• принцип «Не навреди!»;
• принцип сознательности и активности;
• непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
• всестороннего и гармонического развития личности;
• системного чередования нагрузок и отдыха;
• постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
• возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Упражнения на формирование правильной осанки
В формировании правильной осанки большую роль играет равномерное развитие мышц и правильное распределение мышечной тяги. Поэтому в каждый комплекс утренней гимнастики необходимо включать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа на животе, спине и др.
Эти упражнения укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.
Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения в процессе занятий физкультурой, утренней гимнастики и физкультминуток можно использовать: прогибание спины с обручем или мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания, стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны, вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх, лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьбу с удержанием на голове груза и сохранением правильной осанки и др.
Упражнения на равновесие
Для формирования правильной осанки очень важны упражнения на равновесие: ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, по гимнастической рейке, а также с инвентарем который помогает контролировать правильность выполнения упражнения.
Нетрадиционные коррекционные упражнения
Эти упражнения проводятся в игровой форме. В них тоже используются имитационные методы и приемы. Так, упражнения из хатха-йоги («Прямое дерево», «Кривое дерево», «Кошечка», «Лев», «Лотос» и др.) вызывают у детей положительные эмоции, желание формировать правильную осанку.
Дыхательная гимнастика
Немаловажное значение для воспитания правильной осанки имеет формирование навыка правильного дыхания, умения произвольно управлять им. Ритмичное дыхание в сочетании с эмоциональными факторами повышает работоспособность организма, ускоряет восстанови-тельные процессы, нормализует кислородный режим.
Упражнения для профилактики плоскостопия
Наряду с хождением босиком в повседневной работе с детьми используют массаж стоп с помощью специализированного оборудования (корригирующие и следовые дорожки, «кочки» и др.) и различные виды корригирующей ходьбы (на носках, пятках, внешних сторонах стоп с поджиманием пальцев ног и чередованием с обычной ходьбой).
Упражнения на релаксацию
Мы используем упражнения на расслабление определенных частей тела. Также мы работаем с воспитателями и родителями воспитанников: проводим открытые мероприятия, мастер-классы, консультации, готовим информационные стенды, пропагандируем здоровый образ жизни.
Регулярное использование здоровьесберегающих технологий, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, предупреждает и устраняет нарушения опорно-двигательного аппарата.
Дети учатся управлять своим телом, у них развивается координация движения, суставы и мышцы становятся более эластичними.
Формируются правильная осанка и уверенность в движениях. Осуществляется профилактика плоскостопия, простудных заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшается настроение.