Оксана Альтергот
Здоровьесберегающие технологии в оздоровлении дошкольников в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО
Альтергот О. П., воспитатель
МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»,
г. Старый Оскол, Белгородская область.
Здоровье детей – одна из актуальных проблем современного общества. Дошкольный возраст – это период период формирования фундамента для основ физического здоровья ребенка, поэтому с самого раннего возраста необходимо приучать дошкольников заботиться о своем здоровье. В настоящее время в условиях ДОО здоровьесберегающие технологии выходят в ряд основных приоритетных направлений педагогической деятельности, целью которого является создание комплексной системы оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в оздоровлении дошкольников в ДОО» размещена в разделах
Главной целью реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду является обучение каждого ребенка стремлению быть здоровым, формирование у него стойкой мотивации в здоровом образе жизни и воспитание потребности к физическому совершенствованию через занятия физической культурой и спортом в регулярном режиме.
Задачи здоровьесбережения :
• создать условия в детском саду для развития, обучения и оздоровления детей;
• повысить двигательную активность и умственную работоспособность дошколят, тем самым способствовать сохранению здоровья детей :
• создать атмосферу положительного эмоционального настроя и способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей.
Здоровьесберегающие технологии в детском дошкольной учреждении – это система мероприятий, включающая в себя взаимодействие и взаимосвязь факторов всех сторон и структур образовательной среды в ДОО, которые направленны на сохранение и укрепление и совершенствование здоровья и дошкольников, и педагогов и родителей, то есть, всех участников образовательного процесса.
Подробнее остановимся и рассмотрим использование педагогических здоровьесберегающих технологий в детском дошкольном учреждении для оздоровления дошкольников.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
– физкультминутки или динамические паузы («минутка» активного и здорового отдыха, заполненная двигательной активностью);
– подвижные и спортивные игры (являются одним из эффективных средств, для разностороннего развития, при использовании которого, оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и являются успешным фундаментом для воспитания здоровой, гармонично развитой личности);
– пальчиковая гимнастика (один из вариантов развития мелкой моторики рук, в ходе применения которого решаются проблемы с речевым развитием у дошкольников);
– зрительная гимнастика и пальминг (в ходе данных упражнений улучшается кровообращение, что влечет за собой снятие мышечного напряжения с глаз, а также данные упражнения служат прекрасным средством для укрепления глазодвигательных мышц ребенка);
– дыхательная гимнастика (одно из эффективных средств для укрепления и тренировки дыхательной мускулатуры у детей, в том числе и с целью повышения сопротивляемости к таким заболеваниям как ОРЗ и ОРВИ);
– ортопедическая гимнастика (комплекс или ряд упражнений, целью которых является профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста);
– релаксация (упражнение или комплекс упражнений, а также игровые задания, которые направлены на расслабление. Помимо этого элементы
релаксации могут служит прекрасным средством для регулирования детского настроения и степени психического возбуждения дошколенка).
2. Технологии обучения ЗОЖ :
– утренняя гимнастика (благоприятно влияет на обмен веществ в организме, а также на поддержание мышц в тонусе. Кроме того, создаёт детям отличное настроение на весь день);
– бодрящая гимнастика или гимнастика после дневного сна (прекрасно зарекомендовала себя как возможность, с помощью которой детский организм плавно просыпается ото сна, при этом у детей улучшается настроение и поднимается мышечный тонус);
– физкультурные занятия (систематические занятия физкультурой обеспечивают тренировку и развитие всех систем и функций организма дошкольника, на данных занятиях специально организованны оптимальные физические нагрузки на детский организм, регулярные физкультурные занятия удовлетворяют естественную потребность ребенка в движении);
– закаливание (обширное умывание, босохождение, воздушные «ванны» ежедневные прогулки на свежем воздухе, и др.);
– игровой самомассаж (это массаж в форме определенного комплекса игровых упражнений с носом, ушами, руками, ногами, в ходе которого происходит стимуляция биологически активных точек организма дошкольника);
– проблемно-игровые ситуации, занятия и беседы на темы здоровья (формируют у дошкольников стойкую мотивацию в ЗОЖ).
3. Коррекционные технологии :
– логоритмика (сочетает в себе музыку, движения и слова, направлена на развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений);
– психогимнастика (позволяет формировать у дошкольников умение управлять своими эмоциями, включает в себя игровые задания и упражнения);
– музыкотерапия (метод психотерапевтического воздействия с помощью музыки, как лечебного средства на психику ребенка);
– песочная терапия (также как и музыкотерапия является методом психотерапевтического воздействия на личность ребенка, но сочетающий в себе применение песка, воды, и мелких тематических игровых атрибутов или мелких предметов);
– сказкотерапия (является прекрасным средством для психотерапевтического воздействия на личность ребенка через сказки в ходе применения которых происходит коррекция проблем личности дошкольника, а также и развитие его личности);
– цветотерапия (в ходе данного метода идет активное воздействие использования цветовой гаммы на психическое и эмоциональное состояние ребенка).
Обязательным условием повышения эффективности применения здоровьесберегающих технологий является тесное взаимодействие с родитнлями воспитанников. В ДОО широко используются консультации, беседы, тематические выставки и совместные детско-родительские мероприятия. Такая деятельность формирует у родителей ценностные ориентации, которые служат фундаментом для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Реализации вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в детском саду дает педагогам возможность не только сохранить здоровье детей, но и сформировать у них необходимые знания, устойчивые умения и навыки по здоровому образу жизни.
Роль здорового образа жизни, а также роль физического воспитания в процессе развития и становления личности ребенка дошкольника невозможно переоценить, поэтому формировать его необходимо как можно раньше, с раннего дошкольного возраста.
Список использованных источников:
1. Бабенкова Е. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты. – М. : Перспектива, 2013.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методическое пособие. – М. : Сфера, 2012.
3. Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии : психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки. – М. : Учитель, 2023.
4. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Учебное пособие. – М. : Академия, 2012.
5. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М. : 2000.
6. Сундукова А. К., Калайтанова Г. Н., Майгурова Е. В. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. – М. : АРКТИ, 2010.
7. Токаева Т. Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3—7 лет. ФГОС ДО. – М. : Сфера, 2015.