Ольга Щетинина
Здоровьесберегающие технологии в организации единого пространства ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в организации единого пространства ДОУ и семьи» размещена в разделах
Семья и детский сад – это та обстановка, в которой находится ребёнок на протяжении всего дошкольного периода. Это та атмосфера, из которой он получает ту необходимую информацию, которая пригодится ему дальше в жизни.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью теоретически обеспечить, нормативно закрепить и реализовать на практике здоровьесберегающие технологии в организации единого пространства ДОУ и семьи.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: создать единое здоровьесберегающее прострастранство ДОУ и семьи. Установить партнёрские отношения участников педагогического процесса, приобщить родителей к жизни детского сада.
Задачи:
• Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
• Внедрить наиболее эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам оздоровления.
• Определить единые требования к режиму дня воспитанников для полноценного развития детского организма.
• Сохранить, поддержать обогатить здоровье субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Медико-профилактическая технология - обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.
Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Используемая система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. Для наибольшей эффективности закаливания обеспечиваются:
Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
Рациональная, неперегревающая одежда детей;
Соблюдение режима прогулок во все времена года;
Сон при открытых фрамугах;
Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
Прогулка и экскурсии – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок», а также пробежки по массажным дорожкам. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Нетрадиционные способы оздоровления детей
Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами: «хождение босиком», «Дыхательная гимнастика», «Массаж биологически активных точек тела», «Самомассаж», коррекционная гимнастика для глаз, музыкотерапия, игротерапия, пальчиковая гимнастика, релаксация. Перечисленные способы оздоровления являются одними из наиболее современными и эффективными по снижению уровня заболеваемости детей при посещении дошкольного учреждения.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания (где родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи; круглый стол с родителями (где в нетрадиционной обстановке обсуждаются актуальные проблемы по здоровьюсбережения детей); консультации; открытые занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги; родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование. Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального работников.
В результате проделанной совместной работы, возросла грамотность родителей «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ», появился интерес к участию в мероприятиях и посещениях собраний, повысилась культура поведения и манера общения.
Таким образом, одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает процесс применения здоровьесберегающих технологий в организации единого пространства ДОУ и семьи.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский