Татьяна Морозова
«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДО со старшими дошкольниками в соответствии с ФГОС».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта:
«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДО со старшими дошкольниками в соответствии с ФГОС".
Выполнил:
воспитатель МБУ
детский сад № 200
«Волшебный башмачок»
Морозова Т. В.
г. Тольятти, 2014
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Актуальность. На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5%- возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Проблема. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?
На сколько они открыты сотрудничеству с медиками?
Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?
Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы. Поэтому возникает необходимость введения системы физкультурно-оздоровительных технологий и технологий социально-психологического благополучия в образовательно-воспитательный процесс дошкольников. В современной литературе применение подобных мероприятий имеет место. Но, в то же время, имеются лишь единичные, разрозненные сведения о применении таких технологий для профилактики и коррекции здоровья детей, отсутствуют отработанные схемы, рекомендации их использования в детских дошкольных учреждениях. Работа по повышению компетентности родителей, педагогов в вопросе по здоровьесбережению явилась основанием для создания проекта.
Цель: повышение компетентности педагогов и родителей в вопросе здоровьесбережения в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу, опыт коллег и интернет – ресурсы по данной теме.
2. Дать педагогам и родителям теоретические знания о здоровьесберегающих технологиях.
3. Изучить проблемы формирования ЗОЖ у воспитанников и определить виды здоровьесберегающих технологий, позволяющих повысить мотивацию воспитателей к обучению ЗОЖ.
4. Отобрать диагностический материал.
5. Разработать цикл конспектов занятий по ЗОЖ; картотеку по здоровьесберегающим технологиям : динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, релаксация.
Этапы реализации проекта.
I. Информационно – аналитический
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу, опыт коллег и интернет ресурсы по данной теме.
2. Дать педагогам и родителям теоретические знания о здоровьесберегаю-щих технологиях.
3. Изучить проблемы формирования ЗОЖ у воспитанников и определить виды здоровьесберегаю-щих технологий, позволяющих повысить мотивацию воспитателей к обучению ЗОЖ.
4. Отобрать диагностический материал.
5. Разработать цикл конспектов занятий по ЗОЖ; картотеку по здоровьесберегающим технологиям : динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, релаксация.
Мероприятия:
1. Педагогические и психолого – просветительские:
- систематизация и анализ педагогической и психолого – методической
литературы и интернет ресурсов по данному вопросу;
-изучение и анализ опыта коллег;
-классификация и выбор технологий для реализации данного проекта.
2. Подбор педагогических и психолого-диагностических материалов.
Механизмы:
Для специалистов:
1. Консультация педагогов с психологом, со ст. медсестрой, с руководителем физичекого воспитания.
2. Просмотр и анализ психолого – методической литературы и интернет ресурсов.
3. Знакомство и анализ опыта коллег: презентации выбранных технологий.
4. Знакомство педагогов, психолога, руководителя физического воспитания с диагностическим инструментарием.
Для родителей:
1. Педагогические беседы, консультации, круглый стол, звуковая дорожка, информационные листы по проблеме здоровья сбережения детей.
2. Индивидуальные и общие педагогические консультирования.
3. Анкетирование родителей
(на начало года)
Для детей:
1. Педагогические беседы, занятия по ОО «Физическое развитие» и ОО «Познавательное развитие»
2. Мониторинг воспитанников на начало года (психолог, руководитель физического воспитания, периодический осмотр ст. медсестры.
Ожидаемые результаты:
1. Повысилась компетентность в вопросах здоровья сбережения у педагогов, воспитанников и родителей.
2. Выявлены уровни физического развития воспитанников.
II. Конструктивно- практический
Задачи:
- обогащение предметно – развивающей среды;
-создание методической документации;
- организация партнё рских отношений: сотрудничество с театром «Секрет» (организационный просмотр театральных постановок по тематике ЗОЖ); сотрудничество со спортивными клубами, секциями; рекламная деятельность (информирование детей о клубах).
Мероприятия:
1. Разработать конспекты на год по комплексно-тематическому планированию ДО с учётом здоровьесберегающих технологий.
Механизмы:
Для специалистов:
1. Разработка тематических планов по здоровьесбережению.
2. Разработка плана мероприятий по ЗОЖ.
3. Разработка руководителем физического воспитания презентации «Подвижные и спортивные игры».
4. Разработка музыкальным работником презентации по «релаксации и дыхательной гимнастики».
5. Разработка воспитателями презентации : пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.
6. Разработать конспекты с учётом здоровьесберегаю-щих технологий.
7. Подобрать тематический дидактический материал
8. Подобрать художественную, периодическую литературу и наглядные пособия по ЗОЖ.
Для родителей:
1. Участие в неделе «Олимпийские игры»
2. Участие в «Весёлых стартах».
3. Участие в совместных походах.
4. Создание и презентация семейных проектов.
5. Участие в тематических групповых мероприятиях по здоровому образу жизни.
6. Оформление папки-передвижки «Здоровая семья».
Для детей:
1. Участие в неделе «Олимпийские игры»
2. Конкурс «Меню дня»
3. Участие в театре Здоровья с постановкой «Спаси чемпионку», «Разговор о здоровье»
4. Творческая выставка учащихся. (Рисунки на тему ЗОЖ)
5. Наблюдения за спортивной игрой школьников на стадионе.
6. Чтение художественной литературы и изучение периодической литературы.
7. Встречи с спортсменами по передаче жизненно-практического и профессионального опыта.
8. Экскурсия в аптеку «За витаминами»
Ожидаемые результаты:
1. Разработаны тематические планы по здоровьесбережению.
2. Разработан план мероприятий по ЗОЖ.
3. Разработана руководителем физического воспитания презентация «Подвижные и спортивные игры».
4. Разработаны музыкальным работником презентации по «релаксации и дыхательной гимнастики».
5. Разработаны воспитателями презентации : пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.
6. Разработаны конспекты с учётом здоровьесберегаю-щих технологий.
7. Подобран тематический дидактический материал по ЗОЖ и создана картотека.
8. Подобрана художественная, периодическая литература и наглядные пособия по ЗОЖ.
III. Оценочно – результативный
Задача:
- Выявление степени удовлетворённости участников.
- Выявление уровня физического развития воспитанников.
-Проанализировать анкетирование родителей и диагностику воспитанников.
Мероприятия:
1. Оценка деятельности психолого-педагогической эффективности
2. Анализ продуктов деятельности
Механизмы:
Для специалистов:
1. Выставка различных программ, планов, конспектов, диагностического инструментария, наглядных пособий, картотек (Выставка-презентация руководителя физического воспитания, выставка-презентация муз. работника, воспитателей, выступление психолога на итоговом педсовете)
Для родителей:
1. Анкетирование родителей (на конец года)
2. Выступление специалистов по итогам года по теме здоровьесбережения 3. Презентация «Как мы выросли»
Для детей:
1. Мониторинг воспитанников на конец года (проводит психолог)
Ожидаемые результаты:
1. Сформировались предпосылки учебной деятельности.
2. Педагогами сформированы знания по здоровьесберегающим технологиям.
3. Повышена компетентность педагогов и родителей в здоровьесбережении детей.
Список используемой литературы:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
2. Ошкина А. А. Диагностика сформированности здорового образа жизни у воспитанников дошкольных учреждений. Метод. пособие. Ульяновск. Качалинск,2012
3. Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.
4. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. Изд. : Учитель, 2009
5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. М. :Мозаика-Синтез,2010
6. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4,2013
7. Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие, изд. - Центр педагогического образования, 2013
8. Попов Г. В. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. Иваново,2009
9. Ошкина А. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников. СПБ. ,2009.
Интернет ресурсы:
1. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/- приказ
2. https:// maaam.ru
3. https://dohcolonoc.ru
4. https://www.vashevse.ru/
5. https://ippk.arkh-edu.ru/