Зинина Юлия Сергеевна
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе в ДОУ
Почему мы называем наше детство золотым?
Потому что мы играем, веселимся и шалим.
Потому что окружает нас заботою семья,
Потому что обожают нас родные и друзья!
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе в ДОУ» размещена в разделах
Детство по-настоящему будет «золотым», если наши дети будут здоровыми как физически, так и психически. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения этих задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический здоровьесберегающий процесс современного детского сада. Эти технологии направлены на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольнику.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании и их классификация по важности целей и решаемых задач: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка; здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, валеологического просвящения родителей.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья ребёнка мы, как педагоги, своей работой должны содействовать укреплению здоровья детей, используя такие здоровьесберегающие технологии :
1) Игротерапию;
2) Сказкотерапию;
3) Куклотерапию
4) Анималотерапию;
5) Музыкотерапию;
6) Арттерапию.
Игровая терапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Она позволяет заранее предупредить проблемы, возникшие в эмоциональной сфере и поведении ребёнка, или справиться с ними, а также провести коррекцию отдельных черт характера ребёнка.
Основная цель игровой терапии – помочь ребёнку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций. Игры можно проводить в любое свободное время как индивидуально, так и с группой детей, но при этом необходимо придерживаться определённых правил.
Педагог должен:
- развивать тёплые, дружеские отношения с ребёнком, принимая его таким, какой он есть;
- осознавать чувства, выражаемые ребёнком, и отражать их так, чтобы ребёнок понимал своё поведение,
- не пытаться направлять действия ребёнка или его речь, ребёнок - ведущий, педагог следует за ним;
- не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс.
Таким образом, через специально организованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, активных действиях, возможности узнавать новое, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры.
Коррекционные игры, которые использую на занятиях, направлены на решение различных психологических задач: развитие познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей.
1. Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры (лото).
2. Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие игры в преодолении комформного поведениядетей. (Дети –тихони, которые легко «идут на поводу» у более активных сверстников. Если такое поведение закрепляется, то оно приводит к искажению личностного развития ребёнка.
3. Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей.
4. Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения детей.
5. Режиссёрские и психотехнические освобождающие игры в коррекции агрессивного поведения детей.
6. Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения детей.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
С помощью сказочных историй можно решить такие проблемы: трудности в общении (конфликты, обиды, страхи, тревоги по различным поводам (боязнь темноты, одиночества, животных, чужих людей, смерти близких и др.)
Приёмы работы со сказкой :
• Рассказывание сказки по определённой проблеме
• Обсуждение сказки, ответы на вопросы
• Сочинение новой концовки сказки
• Высказывание ребёнком своего мнения об услышанном
• Рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы)
• Драматизация сказки.
В работе с дошкольниками можно использовать следующие сказки: «Маленький медвежонок» - коррекция агрессивного поведения, «Мышонок и темнота» - коррекция страхов, тревожности, «Сказка про енота» - коррекция коммуникативной сферы, «Жадный кармашек», «Про ябеду» - коррекция негативных проявлений в поведении и др.
Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театральных приёмов (с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребёнка.
Задачи куклотерапии:совершенствование мелкой моторики руки и координации движений, развитие посредством игры с куклой способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний.
Коррекционная работа предполагает :
- воздействие педагога на ребёнка с помощью куклы;
- непосредственное взаимодействие ребёнка с куклой;
- лечебные этюды, спектакли.
Анималотерапия- метод, направленный на профилактику и коррекцию эмоционально-личностных проблем у детей, который предполагает использование животных или их символов в виде образов, игрушек, рисунков.
Основные формы и методы работы анималотерапии :
• Игры;
• Упражнения, направленные на релаксацию («Звуки природы»);
• Упражнения – дискуссии;
• Сказки, рассказы о животных, их взаимоотношениях, повадках, занятия с использованием образов животных, направленные на решение конкретной проблемы;
• Наблюдение за животными, их поведением, повадками, беседы по итогам наблюдений.
Использование анималотерапии положительно влияет на дошкольников: дети становятся спокойнее, уравновешеннее, у них появляется уверенность в своих силах, концентрируется внимание, снижаются негативные проявления в поведении во время адаптации.
Музыкотерапия- это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка. Музыка – это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при её пассивном или активном восприятии.
Музыкотерапия помогает решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребёнка, развивать коммуникативные и творческие возможности ребёнка, занять его увлекательным делом.
Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, выполнение ритмических движений под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игру на детских музыкальных инструментах.
Положительное влияние оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетённом состоянии, гиперактивности, повышенной возбудимости.
Арттерапия включает в себя цветотерапию и изотерапию.
Цветотерапия изучает свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение ребёнка.
• Синий – оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение;
• Зелёный – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением;
• Розовый – тонизирует при подавленном состоянии;
• Жёлтый - цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия;
• Красный – повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение;
• Фиолетовый – оказывает угнетающее действие, снижает настроение;
• Коричневый – вызывает чувство вины;
• Черный - оказывает угнетающее действие, вызывает страх.
Изотерапия – метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием разнообразных изобразительных средств, где дети имеют возможность отразить своё настроение и реализовать свои возможности.
Рисование само по себе несё т множество развивающих функций: совершенствует чувственно-двигательную координацию, образное мышление, является способом выражения различного рода эмоций.
Нетрадиционное рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость.
С помощью изотерапии можно проводить тестирование и коррекцию некоторых негативных проявлений.
Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии могут использоваться при работе с детьми как в ДОУ так и в семье.