Миронова Марина
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Система оздоровительной работы в ДОУ»
Здоровьесберегающие технологии
В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребёнка. Причин для этого много. Так академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание сил и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. В дошкольном детстве изменяется формула белой крови: кровь ребёнка становится похожей на кровь взрослого, поэтому развивается высокая активность различных веществ, «отвечающих» за аллергические реакции. У многих детей наблюдается ускорение роста. Дети могут скачкообразно подрасти на 10 – 12 см. При этом их мышцы не успевают за ростом костей и ребёнок может жаловаться на боль. С периодом вытяжением врачи связывают различные функциональные нарушения сердечной мышцы. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ. Они сопровождаются максимальной чистотой детских инфекций, которые представляют серьёзную опасность для здоровья ребёнка.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Таким образом, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходимая каждодневная работа в семье и в ДОУ.
В законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создаёт условие, гарантирующее охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников. Большую ответственность в этом направлении несёт медицинская сестра в ДОУ. В СанПиН 2.4.1. 1249-03 говорится «медицинское обеспечение воспитанников в ДОУ осуществляется медицинским персоналом, находящемся штате ДОУ… Медицинский персонал ДОУ проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия». В должностных обязанностях медицинской сестры сказано, что она обязана участвовать в проведении оздоровительных мероприятий и вести просветительскую работу.
Для того, чтобы успешно осуществлять работу по сохранению и укреплению здоровья необходимо чётко понимать, что такое здоровье. Всемирная организация здравоохранения дала следующее определение понятию здоровья:
Здоровье – это не только отсутствие болезней физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье – это нормальное состояние, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесия между его функциями и внешней средой.
Для укрепления и сохранения здоровья воспитанников ДОУ совместно с родителями должно разработать целую оздоровительную систему. Ожогов в своём толковом словаре даёт следующее определение понятию системы.
Система – это, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Соответственно оздоровительная система это есть единство оздоровительных, здоровьеукрепляющих методик и технологий.
При составлении оздоровительной системы ДОУ необходимо учитывать:
- тип, вид, объём ДОУ,- состояние здоровья воспитанников,
- индивидуальные особенности каждого воспитанника,
- состояние кадрового потенциала ДОУ,
- материально – технические возможности ДОУ и многие другие факторы.
Психогимнастика
В ОУ наиболее часто применяется психогимнастика М. И. Частиковой. Частикова дает такое определение психогимнастики.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной и эмоционально личностной сферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно - психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни, а также в качестве профилактике с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
В процессе психогимнастики дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
В психогимнастику входят
- мимические и пантомимические этюды,
- этюды игры на выражение отдельных качеств характера и эмоции,
- этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом,
- психомышечная тренировка.
Элементы психогимнастики могут использоваться на музыкальных, физкультурных занятиях, на других занятиях в качестве разгрузочной минуты, а также в качестве специальных занятий.
На занятиях по психогимнастики все дети успешны: правильно все, что они делают, делая все по своему, как могут. Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением.
Например, педагог говорит: «Как сильно у вас зайчики стучат на барабане. А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые не гнутся, как палочки. Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, в руках даже в плечиках? А вот лицо нет. Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И живот расслаблен. Дышит, а что еще расслабленно? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленно, чтобы уловить свои ощущения».
Фитотерапия, ароматерапия.
Перспективными методами профилактики респираторных заболеваний являются ароматерапия и фитотерапия.
Ароматерапия это оздоровление эфирными маслами, оно основано на способности растений выделять вещества, обладающие мощным бактерицидным действиями. Фитотерапия это оздоровление лекарственными травами.
Данные оздоровительные средства используются в ДУ только с письменного согласия родителей (На данное требование нет нормативного документа, но такой подход позволит оградить вас от неприятностей, но если вы берете на себя ответственность применять фитотерапию и ароматерапию без письменного разрешения родителей вы обязаны уточнить, не было ли раньше непереносимости некоторых растений и эфирных масел, не было ли аллергических реакций. При проявлении клинических симптомов непереносимости лекарственных растений (тошнота, рвота, зуд, расстройства стула) их применение следует прекратить.
Во время фитотерапии для приготовления настоев и отваров для детей рекомендуют следующие суточные дозы сухого лекарственного сырья:
- до 1 года – 1 чайная ложка,
- от 1 до 3 – 1 чайная ложка
- от 3 до 6 – 1 десертная ложка,
- от 6 до 10 – 1 столовая ложка,
- взрослым 1 -2 столовые ложки сырья.
Отвары трав дают в осеннее – весенний период из расчета 1 – 2 в день в течение 1 – 2 месяцев, в теплом виде, за 30 минут – 1 час до еды.
Фитотерапию применять в ДОУ рекомендуется при следующих показаниях:
- при заболеваниях органов дыхания (Мать - и – мачеха, девясил, солодка, ромашка аптечная, чабрец и другие,
- при заболеваниях ЖКТ необходимо подбирать сборы трав в соответствии с диагноза,
- травы повышающие иммунобиологическую защиту организма (настойка элеутерококка, женьшень, золотой корень,
- витаминные комплексы (крапива, шиповник, смородина черная, рябина красная, земляника).
Ароматерапевтическими свойствами обладают только природные масла.
- При заболеваниях дыхательных путей рекомендуется использовать масла: аниса, камфоры, мяты перечной, ромашки, шалфея, эвкалипта,
- как расслабляющие и успокаивающие средства: валерьяна, базилик, лаванда, укропа.
Для проведения дозированной ароматерапии можно использовать ароматизационные лампы, ингаляторы, но в наших условиях реально использовать нюхательные флаконы и травяные подушки. В подушках можно использовать листья мяты, герани, душицы, лепестки розы, хвою сосны и т. д.
Для ароматизации воздуха в спальне рекомендуется помещать травяные подушечки на радиатор батареи, что благоприятно воздействует на процесс засыпания, сон детей и их состояние здоровья.
Дыхательная гимнастика.
Цель дыхательных упражнений – увеличить жизненную емкость легких, научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе.
Обучая правильному, рациональному дыханию, следует подчеркивать его естественность, непроизвольность и ритмичность. Не нужно с усилием, часто судорожно втягивать воздух носом или, что бывает не редко, ртом. Такой вдох связан с неравномерным расширением грудной клетки, поступление воздуха в легкие тоже бывает не равномерным, напряженным и неполным. В обычных условиях при ускоренной ходьбе, беге и профилактической работе рекомендуется делать вдох преимущественно через нос, а выдох – через нос и рот.
Упражнения для развития правильного дыхания используются широко на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, музыкальных, на занятиях в качестве физкультминутки и на речевых занятиях в качестве подготовки речевого аппарата. Пение это есть один из способов развития дыхания.
Существует ряд комплексов оздоровительных дыхательных упражнений. Например: дыхание по методике Стрельниковой. А. Н. Стрельниковой в 1974 году предложен «способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», но в последствие его применение показало, что он благоприятно влияет на оздоровление грудной клетки. Упражнения по Стрельниковой можно использовать в ДОУ как оздоровительную технологию. Этот способ оздоровления заключается в применение приемов дыхательной гимнастики: когда при дыхательных движениях грудная клетка сжимается, ребенок производит активный вдох; при движении, когда грудная клетка расширяется - пассивный выдох. Эта технология способствует тренировке мышц, участвующих в дыхании и увеличения дыхательного объема и жизненной емкости легких.
Дыхание по Стрельниковой проводится с детьми по показаниям медицинским работником или инструктором по физической культуре в специально отведенное время.
Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух. Упражнения для формирования правильного речевого дыхания используются логопедами и воспитателями на занятиях по звуковой культуре речи.
Закаливание
Закаливание – это система мероприятий, направленных на защиту и приспособление организма к колебаниям внешней среды (периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей земли и т. д.)
Основные принципы проведения закаливающих процедур
- систематичность проведения во все сезоны года,
- постепенность увеличения силы раздражающего воздействия,
- учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка,
- осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей.
Основные факторы закаливания Закаливание воздухом, водой, солнцем.
Виды закаливания
Хождение босиком – это закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур пола, а также является хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок.
Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже + 18 С. В течение 4 – 5 дней дети ходят в носках, затем босиком по 3 – 4 мин., увеличивая время процедуры ежедневно на 1 – 2 мин., доводя до 15 – 20 мин. Хождение босиком начинают с 1 младшей группы.
С детьми средних и старших групп можно проводить босиком утреннюю зарядку, физкультурные занятия, подвижные игры.
Водные ножные ванны
Ноги (нижняя треть голени) опускают в сосуд с водой
- для детей 2 – 3 лет - при температуре +33 С летом, а зимой - + 36 С. ,
- для детей 4 – 6 + 32 и + 33С
Продолжительность ванн от 2 – 3 до 4 – 5 мин.
Каждую неделю температуру воды понижают и доводят до 18 С и ниже.
Контрастные водные ножные ванны проводят путем попеременного местного обливания ног водой из 2 емкостей, имеющих контрастную температуру. От начального контраста + 37 – 38 С до 31 – 30 С. Смену воды разной температуры менять 3 – 4 раза. Спустя месяц закаливания достичь контраста 15 – 18 С при 6 – 8 кратной смене температур. Вначале ноги погружают в теплую воду на 1-2 мин., затем на 10 секунд в холодную. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15 – 20 сек., по окончании процедуры ноги вытирают полотенцем и растирают до покраснения.
Санация носоглотки.
К санации носоглотки относится полоскание горла прохладной водой, что является профилактикой заболеваний носоглотки.
Санация носоглотки применяется только после консультации врача.
Начинать процедуру рекомендуется с детьми 2 – 3 лет (температура воды +40 – 42). Ребенок набирает воду в рот, прополаскивает полость рта, повторив это не мене 2 раз, каждый раз сплевывая, затем набирают воду в рот, закидывая голову назад и произносят протяжный звук А.
Для детей 4 – 5 лет, которые имеют навык полоскать горло, начинают эту процедуру + 37 - + 36, каждые 2 – 3 дня температура воды снижается на 1 С и доводится до комнатной температуры.
Санация глотки солевым раствором
На стакан воды 1 гр. поваренной соли
Закаливание воздухом
Температуру воздуха необходимо постоянно контролировать в помещении и поддерживать на нужном уровне
- младшие группы - + 20 С
- старшие - + 18С
Это обеспечивается регулярным проветриванием и регуляцией подачи тепла в батареи отопительной системы. Сквозное проветривание до температуры + 16 - + 14 С., и ниже. Проводят в течение 5 – 6 мин., 4 – 5 раз в день в отсутствие детей. Температура восстанавливается через 20 – 30 мин. Детей укладывают в проветренную спальную комнату; после засыпания вновь открывают фрамуги снижая температуру на 2 – 4 С.
Одежда детей должна соответствовать сезону и погоде.
Для детей прогулки проводятся ежедневно 4 – 5 часов в день. Не проводятся прогулки только при температуре ниже - - 15 С.
Метод контрастного воздушного закаливания Зманского
Данный вид закаливания проводят с детьми начиная с 4х лет.
В спальне к концу сна открываются окна, и температура воздуха доводится до температуры от + 13 до 16 С. Дети просыпаются под звуки музыки желательно быстро и одновременно. Лёжа в постели, дети снимают одежду и течении 2 - 3 мин выполняют 3 – 4 физических упражнения. Например: подтягивание к груди согнутых колен с последующим их выпрямлением, перекрёстные и параллельные движения рук и ног и т. д. По команде воспитателя дети встают и трусах, и в чешках в течении 1- 1,5 мин. выполняют ходьбу и бег в холодном помещении. При этом нужно следить
за дыханием детей т. к. при глубоком вдохе и выдохе осуществляется закаливающее воздействие и на дыхательные пути. Затем дети перебегают в тёплое помещении от +21 до 24 С. В тёплом помещении дети также выполняют физические или танцевальные движения, но в более спокойном темпе. Количество перебежек из одной комнаты в другую не менее 6 раз по 1,5 мин. Заканчивать процедуру в тёплой комнате, вся процедура занимает 12 – 15 мин. и проводится под ритмичную музыку.
Принцип постепенности: в начале проведение процедуры минимальна разница температуры составляет 3 С, через 2 мес. У детей 4 лет до 15 С, у детей 5 – 6 лет до 20С и поддерживают на протяжении всего периода закаливания.
Физкультминутка
Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить активный кратковременный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей руки.
Проводятся воспитателем по мере необходимости в течение 3 – 5 мин., в зависимости от вида и содержания занятия. Физкультминутка составляет комплекс, включающий в себя 3 – 4 простых упражнения для больших групп мышц. Для малышей предлагаются упражнения подражательно – имитационного характера. Например: как птички пьют водичку, как капает дождь, как падают листочки. Для старших детей упражнения можно связать единым сюжетом и сопровождать стихами. Физкультминутка не строится на программном материале, носит отвлеченный характер, давая возможность детям отдохнуть. Упражнения физкультминутки должны быть знакомы детям.
Гимнастика после дневного сна.
Цель гимнастики после дневного сна поднять настроение и мышечный тонус у ребенка
Проводит гимнастику воспитатель, разминка и самомассаж начинаются в постели, дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции. Лежа в постели, поверх одеяла, они в течение 3 – 4 минут выполняют 4 – 5 упражнений:
- повороты головы вправо – влево, поглаживание рук, живота, ног,
- разведение и сгибание рук,
- подтягивание к себе ног, обхватив колени руками и выпрямление их,
- лежа на спине одновременный подъем обеих ног и опускание их
- движение ногами, как при езде на велосипеде.
После этих упражнений по указанию воспитателя дети встают с постели быстро выполняют несколько движений в разном темпе (ходьба на месте постепенно переходящая в бег). Выбегают из спальни в групповую комнату хорошо проветренную (17 – 19 С). В групповой дети выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание и затем одеваются.
В комплекс гимнастики после сна необходимо включать разные виды ходьбы, бега, прыжков, корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Например: ходьба на носках руки над головой; ходьба на пятках руки на поясе, ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе, локти отведены назад и другое.
Пробежки по массажным дорожкам могут осуществляться воспитателем группы ежедневно или 2 – 3 раза в неделю. Беговую массажную дорожку располагают в спальне, в игровой комнате, раздевалке, коридоре. Составляется массажная дорожка из резиновых ковриков с шипами, пластмассовыми ковриками с шероховатой поверхностью, ящиками наполненными гладкой галькой. Дети занимаются в одних трусиках босиком.
Оздоровительный бег
Оздоровительный бег проводится с небольшой подгруппой (5 – 7 человек, при этом учитывается уровень физической подготовленности детей. Дети старшего дошкольного возраста способны пробегать в среднем темпе (2,4 – 2,7 м/с) без остановок значительное расстояние от 950 м. до 1600м. за промежуток времени от 5 до 11 минут. Методика оздоровительного бега должна соответствовать функциональным возможностям организма ребенка.
Поэтому оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее двух раз в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий во время дневной прогулки. В теплое время года бег проводят в начале прогулки, а в холодное время – в конце. В зимнее время года желательно не прекращать пробежки, но при этом учитывать одежду детей и длину дистанций, которая значительно сокращается (от 250 до 500 м.)
При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально – дифференцированный подход. Так дети 5 – 6 лет с высоким уровнем двигательной активности предлагают пробежать два круга в среднем 500 м. малоподвижным один круг. Дети 6 -7 лет с высоким уровнем двигательной активности пробегают в среднем 3 – 4 круга, а малоподвижные два круга.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, после этого предлагаются упражнения стоя на расслабление мышц 2 – 3 мин.
Оздоровительные пробежки можно использовать в качестве утренней гимнастики. Они проводятся на воздухе в течение 5 7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени, в конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения. Бег должен доставлять детям мышечную радость и удовольствие.
Музыкально – ритмические упражнения
Музыкально – ритмические упражнения используются для профилактики и коррекции опорно-двигательного аппарата. Музыкально-ритмические упражнения используются на музыкальных занятиях и на занятиях ритмикой.
Ритмика может проводиться со старшими дошкольниками в качестве утренней гимнастики 2 раза в неделю. Перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения упражнений соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Упражнения должны выполняться без всякого напряжения свободно естественно, с соблюдением педагогических принципов системности, постепенности, последовательности, повторяемости.
При профилактике опорно-двигательного аппарата музыкальные упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, ориентироваться в пространстве. При этом система упражнений выстраивается «от простого к сложному». Наиболее сложным для дошкольников являются упражнения связанные с движением рук. На занятиях нужно уделять особое внимание работе над лёгкостью, мягкостью, плавностью движений. С этой целью включается упражнения, способствующие расслаблению мышц рук.
Последовательная, систематическая работа учит детей осознанно относиться к музыке, к движению под музыку, что способствует профилактике нарушения опорно-двигательного аппарата.
Концепция «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогики»
Н. Н. Ефименко
Главная идея концепции – посредством определенных цветовых режимов (интерьера помещения, игрового инвентаря, оформление стен) содействие более эффективному двигательному развитию детей, становление психических функций, формированию всесторонней гармонической личности.
По мнению Н. Н. Ефименко, цвет активно влияет на организм ребенка.
Красный – увеличивает мускульное напряжение, активизирует все функции организма, работу мозга.
Оранжевый – одновременно согревает, стимулирует, но может и успокаивать и раздражать улучшает пищеварение.
Желтый – тонизирует, активизирует умственную деятельность.
Зеленый – снижает кровяное давление, дает отдых уму, повышает двигательно – мускульную работоспособность.
Голубой – снижает мускульное напряжение, успокаивает.
Синий – угнетает, тормозит функции физиологических систем организма.
Фиолетовый – угнетает нервную систему, повышает выносливость.
Коричневый – вызывает депрессию, печаль, притупляет эмоции.
Точечный массаж.
Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности верхних органов. Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный массаж можно делать самим, а также можно научить детей.
Точки, которые следует массировать при ОРЗ.
Точка 1. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. Массаж этой зоны уменьшает кашель, улучшает кроветворение (15 раз в одну сторону и 15 раз в другую).
Точка 2. Регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям (15 раз в одну и 15раз в другую сторону)
Точка 3. Область коренных клубочков нижней челюсти. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани (15 раз только в одну сторону).
Точка 4. Шейный узел надо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с ругуляторами деятельности сосудов головы, шеи, туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата (15 раз).
Точка 5. Она расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Оказывает большое внимание на излечение от таких болезней как грипп, простуда.
Точка 6. Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит (по 15 раз в каждую сторону).
Точка 7. Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга (по 15 раз в каждую сторону).
Точка 8. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат (по 15 раз в каждую сторону).
Точка 9. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже нормализуются
Многие функции организма. Большой палец в центр ладони, а указательным массировать тыльную сторону ладони между указательным и большим пальцами.
Массаж надо делать 3 раза в день.
Рекомендации инструктивно-методического совещания:
1. Развивать здоровьесберегающую среду ДОУ.
2. Определять показатели физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.
3. Изучать передовой медицинский психолого-педагогический опыт по оздоровлению детей, отбирать и внедрять эффективные методики и технологии. Систематически повышать квалификацию педагогических и медицинских кадров.
4. Пропагандировать нетрадиционные методы оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.
5. Организовывать надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.
6. Предупреждать острые заболевания и психологический дискомфорт методами медико-психолого-педагогической профилактики.
7. Проводить доврачебные обследования по выявлению патологий развития детей дошкольного возраста.
8. Организовывать специальные, социальные и санитарные меры по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.