Ольга Наулайнен
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов и валеологическому просвещению родителей.
Проблема здоровьесбережения – это целенаправленная систематическая спланированная работа всего коллектива. Работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников является приоритетной.
В ДОУ проводится следующая работа:
- рационально выстроен режим работы дошкольного учреждения;
- отсутствуют перегрузки;
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
- в полной мере выполняются санитарно - гигиенические нормативы;
- внедряются методики и технологии здоровьесбережения;
- обеспечены благоприятные условия образовательной среды;
-обеспечивается квалифицированное сопровождение образовательного процесса;
- прослеживается система работы по формированию культуры здоровья участников образовательного процесса;
- в соответствии с АООП ДО проводятся физкультурно - оздоровительные праздники, развлечения, досуги;
- реализуется в соответствии с программой и годовым планом ДОУ работа по взаимодействию с родителями.
Обобщая выше сказанное, можно выделить 4 направления здоровьесбережения в ДОУ:
1. Работа с детьми;
2. Работа с педагогами;
3. Работа с родителями;
4. Укрепление материально- технической базы дошкольного учреждения
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
• медико - профuлактические;
• физкультурно - оздоровительные;
• технологии, обеспечивающие социально-психологическое благополучие;
• технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
• валеологическое просвещение родителей;
• здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в нашем детском саду реализуются через организацию ежегодных медицинских осмотров сотрудников учреждения узкими специалистами медицинского учреждения здравоохранения.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов реализуется через разнообразные формы методической работы, которые направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья.
В нашем детском саду прошли такие мероприятия как:
- семинар-тренинг «Психологическое здоровье педагога»;
- консультации для воспитателей «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста»;
- мастер-класс для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
- практикум «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ»;
- деловая игра по теме: «Ребенок и его здоровье»;
- и др.
С целью сохранения психологического здоровья педагогов ДОУ педагог – психолог нашего детского сада проводит тренинги «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ».
Ежегодно вопросы здоровьесбережения обсуждаются на педагогических часах и педагогических советах, а также психолого-медико-педагогических консилиумах.
Воспитатели и специалисты дошкольного учреждения взаимодействуют с семьями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Информационные стенды для родителей имеются в каждой возрастной группе. В них размещены рубрики, освещающие вопросы оздоровления воспитанников (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры, а также информация медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ).
Мы активно приобщаем родителей к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях детского сада (соревнования, спортивные праздники, Дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья). Проводим индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
В детском саду был разработан и реализован проект «Вместе с папой, вместе с мамой» с целью гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры.
В рамках проекта проводились совместные мероприятия с родителями:
• непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре «Легко ли быть папой» (построено на основе стихотворений А. Барто «Игрушки»);
• непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре «Гимнастика вдвоем» по методике Поповой, которая предполагает проведение различных физических упражнений, выполняемые в детско-родительской паре. Данная гимнастика направлена на то, чтобы помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательно-игровой деятельности.
Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с родителем, при этом взрослый выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.
Кроме того, в рамках реализации проекта «Вместе с папой, вместе с мамой» проведена педагогическая гостиная «Играть здорово!» с целью профилактики нарушений эмоционально-волевой сферы посредством подвижных игр.
На заключительном этапе проекта проведен совместный спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья», цель которого – создание положительной атмосферы, а также включение действенных фактор в воспитание ребенка – личный пример взрослых.
Совместная деятельность в проекте способствовала тому, что родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощникам своим детям, была создана атмосфера взаимоуважения и психологического комфорта между всеми участниками проекта.
Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей сформировалось чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка. Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами.