Татьяна Александровна Политова
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие
технологии
в детском саду
Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ, соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.
Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.
Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту
Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:
• применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
• неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
• отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.
Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.
Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его
Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей.
Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:
Осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
• проведение диспансеризации,
• организация режима двигательной активности,
• рациональное питание,
• контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.
Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.
Применение этих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.
ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕНХНОЛОГИЙ
Медико-профилактические технологии
К таким технологиям в ДОУ относят:
• Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи, комплексный осмотр специалистами (диспансеризация).
• По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.
Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов
• Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру). Крепкий иммунитет формируется при систематических занятиях и совершенствовании способов привыкания. Закаливаются дошкольники при помощи воздушного, водного, солевого, солнечного воздействия. Формы закаливания в детском саду:
o постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
o сон с открытой форточкой (круглый год,
o воздушные и солнечные ванны на прогулках,
o обтирание, реже — контрастное обливание,
o ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором., помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания
В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания
Физкультурно-оздоровительные технологии
Формирование привычки придерживаться режима дня –
одна из задач физкультурно-оздоровительных технологий
В детском саду это:
• Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса.
• Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий
• Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация, для развития мелкой мускулатуры и гибкости
сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.
Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс
Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. Казалось бы, мы дышим бессознательно, нас не учат делать в младенчестве вдох и выдох. Однако исследования показывают, что дышать можно дыханию укрепляются по- разному, а благодаря правильному защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации.
Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами
• Гимнастика для глаз
Офтальмотренаж — система упражнений для глаз. В детском саду глазки воспитанников усиленно работают: рассматривают картинки и игрушки, следят за воспитателем, наблюдают за явлениями природы, фокусируют взгляд на деталях. Им, конечно, же нужен отдых и грамотно организованные тренировки для укрепления
мелких мышц и связок. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками офтальмотренаж проводится с игрушками и специальными тренажёрами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.
Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение
• Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Самомассажу дети учатся под музыкальное и стихотворное сопровождение. Из нетрадиционных техник в ДОУ проводится массаж ушных раковин и воздействие на биологически активные точки по методике су-джок.
Самомассаж активизирует работу внутренних органов
Технологии физкультурно-оздоровительного блока можно «разделить» в педколлективе: логопед проводит дыхательную гимнастику и офтальмотренаж, воспитатель обучает самомассажу и ходьбе по сенсорным дорожкам, музыкальный руководитель — пальчиковым играм.
Социально-психологические технологии
Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.
Элементы психогимнастики и различных видов арт-терапии включаются в структуру занятий воспитателем. Педагог-психолог проводит групповые тренинги.
Для индивидуальных занятий в детском саду рекомендуется организовать «волшебную комнату» — с приглушённым светом, магическим фонарём, проигрывателем с мелодиями, игрушками и материалами для расслабления.
В ДОУ практикуется:
• Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
• Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
• Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
• Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
• Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил
Образовательные технологии в здоровьесбережении
В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета.
Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:
предметную,
исследовательскую,
игровую,
творческую.
Формы проведения занятий по здоровьесбережению могут быть разнообразными:
• Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
• Игровые формы- используются на занятиях как средство развития и сохранения психического здоровья детей.
• Изготовление поделок. Продуктивное творчество занимает значительное место в образовательном процессе ДОУ. Дети развивают мускулатуру кистей рук и пальцев, осваивают различные материалы, совершенствуют восприятие цвета, формы, размера, пространства. Изготовление поделок проводится на занятиях художественно-эстетического цикла, а может быть задано на дом для выполнения с родителями.
• Опыты — частая форма работы на занятиях по здоровьесбережению
• Лэпбук — самодельная интерактивная книжка-раскладушка, посвящённая изучению определённой темы. Использование лэпбука в образовательном процессе помогает дошкольникам быстро усвоить новую информацию и закрепить изученное в увлекательной форме.
• Занятия по различным темам ЗОЖ, как правило, являются интегрированными, поскольку в них используются формы работы из познавательной, двигательной, художественно-эстетической областей.
• Занятия по валеологии —расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью
Внедрение образовательных здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников
Технологии валеологического просвещения родителей
Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Хочется передать ребятам много информации, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении
• Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования.
• Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.).
• Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);
Для реализации этих задач широко используются:
Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
Консультативная работа (использование СМИ, информационные стенды, тематические уголки и папки передвижки в группах).
Использование Интернет-ресурсов (размещение информации на сайте ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия).
Советы и рекомендации родителям, информировать о проводимых мероприятиях, отчитываться о проделанной работе и сообщать о своих успехах и победах в конкурсах и соревнованиях.
Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий
Досуг — это то, чем дети занимаются в свободное время, вне занятий. Помимо самостоятельной деятельности в центрах активности, досуг организуется воспитателем по различным темам, в том числе валеологическим. В зависимости от того, какие виды деятельности активизируются у дошкольников, досуги делятся на:
• литературно-музыкальные: дети слушают рассказы о здоровом образе жизни, рассказывают/разучивают стихотворения, исполняют песни, участвуют в музыкальных играх;
• творческие: постановка сценок о здоровье и врачах, изготовление интересных поделок, знакомство с арт-терапией.
• физкультурные: проведение подвижных игр, спортивных эстафет и соревнований, знакомство с нетрадиционной гимнастикой; недели здоровья. (презентация)
Досуговые мероприятия с подвижными играми и эстафетами могут проводиться во время прогулки
Рекомендуется проводить досуги для детей и родителей по здоровьесберегающим технологиям. Так дошкольники получают поддержку и одобрение в стремлении к здоровому образу жизни. И совместная деятельность с родителями всегда способствует гармонизации психического состояния детей.
Технологии здоровьесбережения педагогов
Содействуют становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ.
Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего, сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью,
Практикум для педагогов (теоретическая часть)
Формирование здоровой личности дошкольника обеспечивается при помощи скоординированного и позитивного взаимодействия педагогов и медицинского персонала ДОУ с воспитанниками и родителями. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным. При этом у дошкольников закладывается осознанное стремление к поддержанию здоровья и правильному образу жизни.